Морская трагедия судна «Уарата»
Уарата – цветок, растущий в Австралии, является эмблемой штата Новый Южный Уэльс. Вот именем этого цветка судовладельцы и окрестили свой пароход. 12 сентября 1908 года на реке Клайд на воду спустили пароход с именем «Уарата». Судно строилось на верфи «Барклай, Керл и СО».
Двухвинтовой угольный грузопассажирский пароход водоизмещением 9 339 тонн шириной 18 метров и длиной 144 метра на то время считался самым большим судном. «Уарата» мог перевозить 119 членов экипажа и 450 пассажиров со скоростью до 13,5 узлов. Корпус корабля разделяли девять водонепроницаемых отсека. Для пассажиров второго и третьего класса были предусмотрены трюмы. Пассажиры первого класса размещались в великолепных каютах на верхней палубе.
Первое оно же и последние плавание «Уарата»
Спустя два месяца после спуска на воду и окончания всех испытаний пароход отправился в свой первый рейс из Англии в Австралию. Значительную часть судна занимали эмигранты и груз. Переход завершился благополучно. Опытный капитан с тридцатилетним стажем Джошуа Ильберри в полной мере остался доволен пароходом. После успешного прибытия в Австралию судно неспешно начали подготавливать в обратный путь.
Всеми погрузочными работами руководил сам капитан. Груз размещали согласно установленным правилам, которые обеспечивали надёжную устойчивость. После завершения работ, из сухого дока 27 апреля 1909 года «Уарата» отправился в обратный путь. Плавание в Англию должно было пройти через порты Дурбан и Кейптаун. Отличная погода позволила без происшествий добраться до Дурбана.
Ненастным вечером 26 июля 1909 года от причала «С» порта Наталь с помощью буксира «Уарата» выходит в открытое море. Корабль ложится на курс до Кейптауна. На борту находится 300 человек, из которых 211 пассажиров. Не важная видимость и плохая погода не смутили капитана парохода. По графику судно в Кейптаун должно было прибыть 29 июля, однако этого не произошло. Владелец судна мистер Ланд отнёсся к данному факту спокойно. В порту восприняли задержку прибытия, ссылаясь на неблагоприятные погодные условия.
Поиски и расследование
По прошествии трёх дней забили тревогу. Тревожные сообщения были разосланы на все наблюдательные посты, находящиеся в портах и на побережье по предполагаемому маршруту следования судна. Срочно были организованы поисковые экспедиции на поиск пропавшего парохода. Часть членов поисковых мероприятий были уверены, что корабль получил повреждение в машине. Одним из вариантов – выход из строя главного паропровода. С таким повреждением пароход мог несколько дней дрейфовать подгоняемый сильными подводными течениями.
В районе поисков стояла штормовая погода. Не было найдено никаких следов кораблекрушения. Писки продолжались вплоть до декабря 1909 года. 18 декабря официально объявили о том, что «Уарата» пропала без вести. Однако его поиски продолжились ещё некоторое время.
Через год после исчезновения корабля в декабре 1910 года началось официальное расследование произошедшего. За несколько недель опросили большое количество свидетелей. Начиная с простых рабочих и заканчивая инженерами, принимавших участие в разработке и проектирование морского лайнера.
Специалисты не смогли объяснить причину гибели парохода. На тот момент судно считалось практически не потопляемым. Да и версия шторма осталась под вопросом, так как в это время, множество кораблей оказались под его воздействием его и благополучно добрались до мест назначения.
Комиссия не смогла определить приблизительный район затопления. Были выдвинуты три версии трагедии. Вероятнее всего – быстрое заливание огромной волной. По второй версии – выход из строя машины, а также взрыв на борту.
Продолжение поиска
В 1983 году возобновились поиски «Уарата». Экспедиция проводила поиск южней Ист-Лондона. На дне был обнаружен большой песчаный холм, который изначально приняли за занесённый илом корпус корабля. Экспедиция оказалась не удачной, как и все семь последующих за ней. Во время одной из экспедиций аквалангист спустился на 117 метров и обнаружил обломки неизвестного судна.
В июне 1999 года поисковикам улыбнулась удача. После восемнадцати лет неудачных поисков появилось основание полагать, что пароход находится на глубине 113 метров в десяти километрах от устья реки Ксора. Ксора располагается на Транскейском полуострове в Южной Африке. В этом районе одно из самых сильных течений на планете – Агулхас. Скорость течения в данном районе достигает 4 – 5 узлов.
Однако надеждам не суждено было сбыться. Отправленная к останкам корабля подводная лодка исследовало судно. На борту корабля обнаружили грузовые машины и танки — груз, который не мог перевозить «Уарата». В марте 2002 года новая экспедиция отправляется на поиски парохода. Дни тяжелейшей работы не увенчались успехом. Таким образом, до настоящего времени не известно в каком районе затонул грузопассажирский пароход «Уарата».