Русский флот – пароход «Веста»

 

Пароход "Веста"

Пароход «Веста»

               Приветствую дорогой читатель! 

    Затонувшие корабли Чёрного моря составляют значительную часть археологического музея, экспонаты которого свято хранят свои тайны. В один из осенних дней 2015 года, работающие на дне Чёрного моря археологи, наткнулись на глубине 52 метров на останки корабля. Находку определили, как корабль XIX века, на этом всё и закончилось. Только спустя полгода, участники экспедиции сверили координаты находки с архивными данными. Удивлению не было предела, всё говорило о том, что ими было обнаружено место гибели парохода «Веста» —  героическое судно, принимавшие участие в русско – турецкой войне 1877 – 1878 года.

Пароход "Веста"

Останки парохода

                                    Боевой путь

После завершения Крымской войны длившейся с 1853 по 1856 год, Россия, как проигравшая сторона, не имела возможности иметь черноморский флот. Все уцелевшие военные корабли пришлось затопить. В 1871 году Франция терпит поражение от Пруссии, что даёт России возможность воссоздать военный флот на Чёрном море.

Восстановление флота шло невысокими темпами, и к началу очередной войны с турками в 1877 году, насчитывало незначительное количество военных кораблей. Ситуацию немного исправила давнишняя идея адмирала Фердинанда Врангеля, который предлагал в случае войны использовать быстроходный торговый флот для выполнения боевых задач. При необходимости, винтовые суда, быстро переоборудовались в лёгкие крейсеры.

Такая необходимость возникла в самом начале войны. Российское пароходство отдало в распоряжение Черноморского флота 12 паровых судов. Одним из таких пароходов, водоизмещением  1800 тонн, была «Веста», построенная в Англии в 1858 году. На пароход установили пять шестидюймовых мортир, два — девяти и одно — четырёхдюймовое орудия. Две современные скорострельные пушки системы Энгстрема и Гатлинга, приборы, необходимые для автоматической стрельбы.

                        Неравный бой 

Пароход "Веста"

Баранов Николай Михайлович

Команда судна состояла из 133 моряков — 13 офицеров, двух гардемаринов, 118 нижних чинов. Командовать пароходом был назначен капитан – лейтенант Баранов Николай Михайлович. 9 июля 1877 года, капитан получает приказ выйти в море для патрулирования. На следующий день «Веста» покинула место стоянки. 11 июля в районе крупного морского порта Румынии (Кюстенджи), с борта корабля был замечен пароходный дым, предположительно исходящий с торгового судна.

Погода стояла отвратительная, видимость плохая, всё это ввело в заблуждение капитана «Весты». Был отдан приказ идти на сближение, через некоторое время стало понятно, что торговое судно является броненосцем «Фетхи – Буленд», входящим в состав турецкого военного флота. Корвет был построен на верфях Англии и обладал отличными боевыми качествами, имел толстую бортовую броню и мощнейшую башенную артиллерию. Русское паровое судно не могло похвастаться такими качествами, борта были отделаны всего лишь 22 мм железными листами, орудия были приспособлены вести огонь только с близкого расстояния.

Пароход "Веста"

Бой с «Фетхи – Буленд»

8 часов утра, на «Весте» объявлена тревога, турецкое судно в это же время дало первый залп по русскому кораблю, в ответ прозвучали выстрелы с «Весты». После чего русский пароход взял обратный курс. Предвкушая лёгкую добычу, турецкий броненосец бросился вдогонку. Расстояние сокращалось, турецкий корабль всё время вёл огонь.

В первый час, неравного боя русское судно понесло серьёзные потери. Вокруг корабля творился кромешный ад. Беспрерывный огонь из вражеских пушек. Возникший пожар на судне. Команда самоотверженно боролась с огнём под непрерывным обстрелом противника. Капитан Баранов искусно руководил уходом от погони, удерживая корабль кормой к противнику, что не давало возможности броненосцу нанести сокрушительный удар в борт парохода. Во время обстрела русский корабль получил серьёзные повреждения: был полностью уничтожен вельбот, разбита вся оптика и одна кормовая мортира.

Приблизившись на расстояние оружейного выстрела, турецкий корвет открыл стрельбу, используя шрапнель и картечь. Была убита значительная часть команды. В это время Баранов отдаёт приказ готовить шестовые мины к бою, однако турецкий снаряд угодил в район минной каюты, которая была полностью уничтожена. Капитан Баранов контужен. Вражеский корабль произвёл залп по корме парохода, корабль потерял управление и был вынужден пристать к борту противника. Примерно через пять часов боя, русскому судну удалось снести носовой орудийный каземат противника. Из — под палубы броненосца показался дым, командование броненосца приняло решение не продолжать бой. «Фетхи – Буленд» переменил курс, через несколько минут скрылся из виду.

Таким образом, слабо вооружённое и защищённое судно взяло верх над хорошо вооружённым броненосцем. Ожесточённый бой на море стоил жизни командующему артиллерией подполковнику Чернову. 33 члена экипажа были ранены и убиты, в их числе 7 офицеров. Погибших похоронили на Михайловском кладбище Севастополя, в братской могиле. В 1880 году на месте захоронения был установлен памятник.

Пароход "Веста"

Братская могила моряков

                                    Гибель «Весты»

Русско – турецкая война продолжалась, пароход отремонтировали, и он ещё несколько раз принимал участие в боевых операциях. Спустя десять лет, мирный пароход следовал из турецкого города Самсун в Одессу. Как оказалось, это был роковой рейс. В 3 часа ночи у мыса Тарханкут в него врезался пароход «Синеус». «Веста» затонула, унеся с собой жизни всего экипажа, насчитывающего 34 человека. Таким образом, подводный мир в очередной раз стал братской могилой для моряков. Пройдя славный боевой путь, «Весте» было уготовано судьбой — погибнуть в мирное время.

Найденные затонувшие корабли Чёрного моря позволяют пополнить музейные коллекции, вернуть из забытья подвиги русских моряков.

Судьба данного ресурса напрямую зависит от его востребованности. Вы окажете ему неоценимую услугу, поделившись ссылкой с друзьями, в соцсетях, на форумах и прочих масс-медиа.

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники