Морские тайны

 

Таинственный подводный мир Белого моря

Белое море

                            

Подводный мир одного из северных морей богат не только флорой и фауной, но и многовековой историей. Затонувшие корабли, петроглифы оставленные древними племенами, знаменитый монастырь. Белое море по праву считается одним из богатейших северных морей в европейской части России. Не приветливый север, неохотно раскрывает свои тайны, лишь самые настойчивые добиваются удачи. Для любителей совершить погружения на затонувшие корабли хорошей вестью будет тот факт, что Белое море хранит много тайн связанных с затонувшими судами. Подсчитать их количество практически невозможно.

С XV века Россия активно торговала со Швецией, используя морские пути Беломорья. Часто торговые корабли становились добычей пиратских викингов, всё награбленное доставлялось к берегам Швеции. Ситуация кардинально изменилась со строительством порта Архангельск и Соловецкого монастыря.

Российский торговый люд получил защиту государства, торговля стала набирать обороты. Активно вывозился лес, меха, соль, взамен ввозились различные пряности. До наших дней сохранилось несколько древних поморских деревушек, возраст которых насчитывает более 600 лет. Одной из таких деревень является Нильмо – губа, где в настоящее время расположен современный дайвинг – центр со звучным названием «Полярный круг».

Таинственный подводный мир Белого моря

Нильмо — губа

             В последний путь

Судоходство по Белому морю всегда было связанно с определённым риском. Множество судов тонуло, садилось на мель, гибло от рук коварных пиратов. Документов тех времён не сохранилось, поэтому места гибели большого количества судов не известны. Большинство современных рэков стали известными, благодаря рыбакам, чьи сети вместо рыбы вытаскивали останки деревянных конструкций. Одним из самых известных рэков студёного моря является деревянный шведский фрегат, затонувший в XV веке.

Таинственный подводный мир Белого моря

Шведский фрегат

Корабль лежит на глубине от 3 до 6 метров, большая часть занесена песком. Во время погружения можно увидеть деревянный борт, все надстройки, с течением лет, были снесены подвижными льдами. Ближе к Соловецким островам на дне находится железный военный корабль длиной в 130 метров. Все надстройки были срезаны местными жителями или унесены льдами. Во время погружения возможно увидеть только отдельные части конструкции.

Более подробная информация о рэках, относится к тем суднам, которые по воле случая, затонули в современное время. Белое море знаменито своими течениями, поэтому не большие суда зачастую относит на несколько километров от зафиксированного места затопления. Ещё одна сложность, это глубины, тот же Кандалакшский залив достигает глубины в 350 метров. Однако имеющиеся координаты затопления судов, дают возможность успешного поиска. На Белом море есть не мало известных рэков с богатой историей, лежащие на доступных глубинах.

                               Трудяги научного мира

Таинственный подводный мир Белого моря

«Профессор Месяцев»

Первое научно – исследовательское судно СССР, построенное в 1952 году, получило название «Профессор Месяцев». Судно было построено специально для Полярного научно – исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии, на одной из верфей Швеции. Длина судна 39,5 метров, ширина 7,4 метра, водоизмещением 500 тонн. С 1952 года по 1967 года судно активно вело научные исследования, было выполнено 36 рейсов. Но всё когда – то заканчивается, в 1970 году судно было списано, на замену пришли более современные суда.

Однажды осенью «Профессора Месяцева» вытащили на берег на зимовку. С наступлением весны корабль постепенно сполз в морские воды. Попытки затащить судно обратно не предпринимались, за несколько лет баркас полностью скрылся под водой в небольшой бухте биостанции. В данный момент корабль лежит на глубине 11 метров с креном на правый борт на песчаном дне. Обшивка судна практически не повреждена, так как выполнена из дуба.

Верой и правдой долгие годы служил малый рыболовецкий бот беломорской биологической станции МГУ. Основной задачей бота была перевозка пассажиров и служба науке. В начале 90 годов прошлого века судно легло на морское дно Великой Салмы. Бот длиной 12 метров, находится на глубине 16 – 19 метров в 50 метрах от берега на ровном дне с креном на правый борт. За время нахождения под водой бот оброс актиниями, губками, асцидиями, которые облюбовали креветки, морские пауки, крабы. В щелях корпуса прячутся зубатки и треска. Таким образом, в настоящее время рэк является самым посещаемым местом для любителей подводных погружений.

Ещё одно научное судно носящие название «Научный» принадлежало биостанции МГУ. Корабль, имевший барокамеру, был предназначен для проведения водолазных работ. Основной задачей «Научного» была перевозка пассажиров и обеспечение студенческой практики. По совершенно непонятным причинам, в 1990 годах судно затонуло в районе деревни Нильмо – губа. Рэк находится на глубине 21 метров на ровном киле.

Подошло к концу знакомство с наиболее известными рэками подводного мира студёного моря. Ежегодно на Белом море проводятся экспедиции по поиску затонувших кораблей, таким образом, не за горами открытие новых Беломорских тайн.

Судьба данного ресурса напрямую зависит от его востребованности. Вы окажете ему неоценимую услугу, поделившись ссылкой с друзьями, в соцсетях, на форумах и прочих масс-медиа.

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники