Шведский парусный корабль Круна

Шведский парусный корабль

Шведский парусный корабль, которому в Швеции не было равных, был спущен на воду 31 июля 1668 года. На церемонии спуска присутствовал молодой король. Корабль строился под руководством  мастера Шелдона, ученика великого Пинеаса Петта. Артиллерийское вооружение, нового флагмана Швеции, в то время, не знало равных себе во всей  Европе. «Круна» — первый трёхпалубный  шведский корабль, построенный по английской методике.

                                                   Роковой поход

Корабль Крунан

Весной 1676 года шведский флот встретил нового командующего – риксадмирала, 61 – летнего барона Лоренца Крейна. Его не достаток – полное отсутствие военного опыта, как на суше, так и на воде. 19 мая шведский флот в составе 60 единиц под командование адмирала выходит в поход. Цель похода — разбить датчан и запереть проход в Балтику через Эресунн. Кроме этого, за походом скрывались планы по вторжению в Данию.

В походе, роковую роль сыграл недостаток ведения боевых действий. А так же нехватка морских навыков со стороны адмирала Крейна. Находясь, во время боя, на борту флагмана, адмирал отдал приказ о развороте на сто восемьдесят градусов. При сильном ветре и таком развороте, манёвр оказался сложным. Команда полностью забыла о безопасности. Шведская и датская флотилии стали свидетелями страшного не понятного зрелища.

В 12 часов гигантский флагман резво развернулся против ветра, накренился и в туже секунду взорвался. Через несколько минут всё было закончено.

Шведский корабль Крунан

На поверхности плавали только деревянные обломки, да раздавались крики о помощи.  Страшная трагедия унесла жизни 800 человек, в том числе и адмирала Лоренца Крейна. В живых остались лишь сорок два моряка.

Виновником гибели корабля стал горящий фитиль, который при резком крене свалился в пороховой погреб. Даже если бы этого не произошло, то корабль всё равно был обречён. Он не смог бы выйти из крена. Всё равно перевернулся и затонул. Таким образом, подводный мир пополнился ещё одной трагедией.

После гибели «Круны» произошёл целый ряд трагических событий, которые привели к разгрому шведской флотилии. Через четыре недели, 29 июня 1676 года, датские войска вторглись на территорию Швеции. Началась новая кровопролитная война на суше.

Гордость шведского флота затонул в открытом море. В шести километрах от восточного побережья Эланда на глубине 30 метров. В 1682 году водолазы, нанятые командованием шведского флота, с помощью водолазного колокола, принялись доставать с затонувшего корабля вооружение.

Королевский флагман погружался боком, его левый борт оказался полностью погруженным в песок. Пушки правого борта, находившегося на глубине 15 – 20 метрах, были доступны. Их поднимали водолазы, работы продолжались четыре года.  Сильные шторма этих мест осложняли работу водолазов. Поднятые пушки, составляли половину вооружения всего корабля.

                                          Поиск корабля

На протяжении нескольких столетий Швеция помнила о «Круне», легенды о судне передавались из поколения в поколение. Шведский народ помнил о великом сражении и гибели корабля. Флагман был единственным кораблём, упоминавшийся в старых шведских учебниках. В 1858 году шведский король Оскар II посвятил своё стихотворение погибшему кораблю.

В пятидесятых годах прошлого столетия Андерс Франзен организовал три экспедиции на поиск «Круны». Все экспедиции оказались безуспешными, несмотря на собранные сведения из местных архивов. В 1960 году, по его просьбе, предполагаемое место затопления, перешерстили шведские гидрографические корабли «Мосен» и «Свэртан». Увы, поиски не дали результатов.

В 1971 году военное спасательное судно проводило учение в данном районе, водолазы на дне наткнулись на несколько дубовых фрагментов. Время учений было ограничено и военные не смогли обследовать это место более тщательно.

В 1979 году Андерс Франзен со своей командой  предпринимает ещё одну попытку обнаружить корабль. Работы по поиску судна не достигли своей цели. В первых числах августа 1980 года исследовательское судно «Маре Балтикум» встало на якорь в предполагаемом месте. Аппаратура показывала наличие аномалий.

Восьмого августа на дно опустили камеру. И вот чудо, на экране монитора появился старинный корабль. В прозрачной воде чётко вырисовались бронзовые пушки и  лежавший на дне корабельный колокол. Находка мгновенно стала одной из мировых сенсаций.

Опустившиеся на дно аквалангисты обнаружили тридцать бронзовых пушек. Некоторые из них стояли почти вертикально. Флагман был полностью занесён песком, только центральная часть не ушла в песок. Рядом находились разбросанные монеты, человеческие черепа, часть меча.

Водолазы подняли на поверхность тысячи предметов: части одежды, личные вещи, вооружение, навигационные приборы. Множество находок сохранились в хорошем состоянии. В ходе работ по раскопкам был обнаружен самый большой клад золота в истории Швеции. Триста золотых монет, некоторые из которых уникальны, учёные предположили, что часть монет была из коллекции риксадмирала Лоренца Крейца.

Судьба данного ресурса напрямую зависит от его востребованности. Вы окажете ему неоценимую услугу, поделившись ссылкой с друзьями, в соцсетях, на форумах и прочих масс-медиа.

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники