Героический линкор Свободная Россия
Подводный мир Чёрного моря обделен красотой. Нет таких ярких красок, которыми насыщены воды океанов и тёплых морей мира. Чёрное море по-своему уникальное море, овеянное славой и легендами прошлых сражений. Затонувшие корабли ведут свою историческую летопись с глубины веков и до наших дней. К большому сожалению и в настоящее время Чёрное море становится последним пристанищем судов. В связи с этим воды Чёрного моря представляют определённый интерес для любителей подводных приключений. Давинг–центры Новороссийска и Геленджика предлагают совершить погружение в интересных местах прибрежных вод. В основном это ознакомительные погружения. Для продвинутых дайверов, хитом погружений, является погружение на линкорн «Свободная Россия».
Технические характеристики
Линкор «Свободная Россия» водоизмещением 23873-24960 тонн, был заложен 17 октября 1911 года на Николаевском заводе «Наваль». Спуск судна на воду был произведён 24 мая 2014 года под названием «Екатерина Вторая». После успешных испытаний, линкор вступил в строй 5 октября 1915 года с новым именем — «Императрица Екатерина Великая». Корабль «Императрица Екатерина Великая» носил своё название не долго. 16 апреля 1917 года на бортах появляется надпись «Свободная Россия».
Длина корабля 169,46 метра при ширине 28,7 метра, осадка судна 8,36 метра. Скорость 21 узел, данную скорость обеспечивал двигатель мощностью 27000 л.с. Вооружение: двенадцать 305 мм орудий, двадцать 130 мм орудий, восемь 75 мм зенитных орудий, так же четыре 7,62 мм пулемёта и четыре 457 мм торпедных аппарата.
После революции корабль принимал участие в боевых операциях против немецких войск. 30 апреля 1918 года «Свободная Россия» отчалила из порта Севастополя, взяв курс на Новороссийск.
Гибель линкора
В июне 1918 года немецкая армия предприняла наступление на Новороссийском направлении. Наступление противника сыграло трагическую роль в судьбе «Свободной России». По приказу В.И. Ленина корабль был торпедирован эсминцем «Керчь». В это время существовала прямая угроза захвата «Свободной России» немцами.
Эсминец «Керчь» под командованием В. А. Кукеля с расстояния в пять кабельтовых произвёл залп из двух торпедных аппаратов. Первая торпеда прошла мимо, другая взорвалась под корпусом линкора. Корабль загорелся, но остался на плаву. Буквально через тридцать минут после первого залпа, была выпущена третья торпеда. Торпеда взорвалась в кормовой части.
Торпедирование не нанесло значительного повреждения. Вот ещё одна торпеда взрывается в районе кормовой башни. Корабль вновь выдержал удар и остался на плаву. Во время торпедной атаки линейного корабля вышел конфуз, пятая торпеда не достигнув цели, повернула обратно.
Удачным оказался шестой выстрел. Торпеда попала в корпус корабля между второй и третьей башней, вызвав взрыв погребов с боеприпасами. Клубы чёрно-белого дыма поднялись над кораблём, закрыв его полностью. Когда дым рассеялся, взору открылись удручающая картина. Бронированные борта линкора лишились листов брони. В этой части корабля зияла огромная сквозная дыра.
Буквально через пару минут «Свободная Россия» стала медленно наклоняться на правый борт, с дифферентом на носовую часть. Спустя ещё 3 мин 45 сек. корабль перевернулся вверх килем. С ужасным шумом и лязгом срывались с оснований огромные трёхорудийные башни. Спустя 37 минут, после попадания последней торпеды, линейный корабль полностью скрылся под водой. «Свободная Россия» покоится вверх днищем на глубине 42 метра и возвышением 13 метров над грунтом.
В 30-х годах на поверхность подняли две башни главного калибра, которые лежали рядом с корпусом корабля. После поднятия башен было принято решение поднять корпус судна на поверхность. Перед ЭПРОНовцами встала задача по извлечению боеприпасов из погребов линкора. Подъём корабля с боеприпасами мог привести к трагедии.
Для проникновение в погреба было необходимо сделать лазы в днище корабля. Было принято решение сделать лазы при помощи заложенных зарядов. Проведение данной операции было поручено водолазам И. Т. Чертану и В. И. Правдину. Первый заряд пробил путь к одному из погребов. Водолаз Чертан заложил второй заряд непосредственно под погребом, в котором хранились снаряды.
Взрыв вызвал детонацию снарядов главного калибра. Вовремя взрыва пострадала команда обеспечения, однако обошлось без жертв. При повторном обследование «Свободной России» было принято решение, отказаться от дальнейшего подъёма корабля. Таким образом, подводный мир Чёрного моря пополнился ещё одним памятником трагических лет.
Координаты места затопления судна 44-36.386N 37-53. 900E
«Свободная Россия» лежит вверх килем. Сильно разрушена носовая часть линкора, винты отсутствуют. Проникновение в корабль сильно затруднено.