Парусный корабль России
Подводный мир морей и океанов свято хранит свои тайны. Множество затонувших объектов, большое количество братских могил, всевозможные корабли, начиная с парусных судов и заканчивая современными супер лайнерами.
4 июня 1860 года состоялся спуск на воду легендарного «Олега». Фрегат, представитель парусного флота, второй по мощи вооружения после линейного корабля, превосходящий его по скорости. Фрегат, трёхмачтовый корабль, предназначался для действий на морских коммуникациях. В средине 19 века фрегат оснащают паро – колёсным приводом. С развитием кораблестроения на пароход устанавливают винт, который в паре с паровой машиной и парусами, придаёт судну дополнительные возможности для эффективного использования на торговых путях.
Трёхмачтовый парусно – винтовой фрегат «Олег» был спроектирован под руководством известнейшего кораблестроителя, подполковником А. Х. Шаунбурга. Мастера Кронштадтского военного порта приступили к работам 29 января 1858 года. Для создания судна использовался курляндский дуб, обшивка выполнялась из лиственницы. При строительстве использовались металлические ридерсы, медные болты, днище было покрыто медной обшивкой. Киль, руль, штевни укреплялись накладками из кованой меди.
Толщина наружной обшивки достигала 152 мм, ближе к ватерлинии, и выше обшивка утолщалась до 229 мм. В период строительства были внесены изменения от первоначального проекта. Так по воле Великого князя Константина Николаевича, убрали громоздкие гальюнные решётки, а так же тяжёлый княвдигед. Фрегат оснастили небольшим полубаком, корма была сделана закруглённой. Архитектура корабля предстала в более современном виде по сравнению с предшественниками данной серии.
Крейсер первого ранга
К концу постройки судно получило новую классификацию. «Олег» стал относиться к крейсерам первого ранга. Благодаря машине мощностью 2500 л. с. «Олег» развивал скорость в 10,5 узлов. Водоизмещение – 4890 т., при длине 84,3 м., ширине 16, 15 м., и высоте 7,09 м. Команда корабля насчитывала 693 человека.
Корабль имел довольно внушительное вооружение. На верхней палубе располагалась открытая батарея, состоящая из 60-ти фунтовой 200 пудовой пушки на поворотной платформе, находящейся в носовой части. Для перемещения пушки от борта к борту и поворота использовались тали, при помощи которых пушка двигалась на роликах по специальным дугообразным погонам. Между бизань и грот – мачтами находились восемь коротких 60-ти фунтовых пушки и восемнадцать 30-ти фунтовых, общие количество пушек равнялось 27. На нижней палубе фрегата были расположены пушки закрытой батареи, насчитывающая двадцать шесть 60-ти фунтовых и четыре 30-ти фунтовые пушки, общей численность 30.
Шесть паровых котлов, работающих на угле, снабжали двухцилиндровую паровую машину, приводящею в движение гребной винт. В вырезе кормы скользил по вертикальной раме гребной двухлопастной винт диаметром 5,8 метра. Во время движения судна под парусом, винт отсоединялся от гребного вала, убирался в специальную нишу, устроенную в кормовом подзоре.
Вот такие корабли стояли на вооружение в те годы. Совмещая в себе значительную мощь вооружения, отличную паровую машину, многочисленную команду, фрегаты представляли собой грозное оружие в борьбе с противником. В общей сложности было построено 19 фрегатов, которые предназначались для ведения крейсерских боевых действий на морских путях противника.
На службе
На протяжении всей своей службы «Олег» участвовал в дальних походах. Побывал в портах Франции, Турции, Греции. Попадал в суровые шторма зимней Атлантики. Прочность и мореходные качества фрегата находились на высоте. Однако случались и небольшие неприятности, так зимой 1861 года на рейде Вилла – Франка во время шторма фрегат сорвало с якоря и выкинуло на каменную банку. После снятия с камней было обнаружено 28 метровое повреждение киля. Было принято решение добираться до Тулона, где французские судостроители были готовы отремонтировать судно. Повреждённый деревянный корабль преодолел путь в 160 миль, что привело в удивление заморских инженеров. В этом же году в Бискайском заливе смыло с боканцев гребной рабочий катер.
Весенним днём 1863 года корабль, находясь у Аландских шхер, вновь был выброшен на камне. Осенью этого же года «Олег» отправился в поход по Средиземному морю. Вернулся в родные Балтийские воды только в 1865 году, с изрядно поношенным корпусом. После этого похода «Олег» уже не отправлялся в дальние путешествия. Район его походов был ограничен акваторией Финского залива. С этого времени началась гражданская деятельность корабля: изучение Балтийского моря, обучение экипажей в составе Балтийского флота. В это самое время в честь парохода была названа его именем одна из банок Аланских шхер.
Трагедия корабля
В первых числах августа 1869 года полным ходом шла подготовка боевых кораблей Балтийского флота к просмотру Великим князем. В самый первый день манёвров, броненосец «Кремль», которым командовал капитан второго ранга А.А.. Корнилова совершил рискованный манёвр в плохих погодных условиях. Избежать рокового столкновения практически было невозможно, и батарея «Кремль» на скорости 7 узлов врезалась в левый борт фрегата. «Олег» затонул в считанные минуты, всего лишь 15 минут продержался на плаву, и затонул между островами Соммерс и Гогланд на глубине в 60 метров.
18 октября 1869 года фрегат вычеркнули из списка действующих кораблей Балтийского флота, в связи с невозможностью подъёма на поверхность. Так заканчивалась эпоха деревянных парусных судов, парусный флот доживал последние дни. На смену пришли фрегаты, полностью выполненные из стальных фрагментов, с совершенно новым более усовершенствованным вооружением.
В августе 2006 года была организована экспедиция на затонувший фрегат. Таким образом, подводный мир расстался с очередной тайной своих глубин.