Русский флот – пароход «Веста»
Приветствую дорогой читатель!
Затонувшие корабли Чёрного моря составляют значительную часть археологического музея, экспонаты которого свято хранят свои тайны. В один из осенних дней 2015 года, работающие на дне Чёрного моря археологи, наткнулись на глубине 52 метров на останки корабля. Находку определили, как корабль XIX века, на этом всё и закончилось. Только спустя полгода, участники экспедиции сверили координаты находки с архивными данными. Удивлению не было предела, всё говорило о том, что ими было обнаружено место гибели парохода «Веста» — героическое судно, принимавшие участие в русско – турецкой войне 1877 – 1878 года.
Боевой путь
После завершения Крымской войны длившейся с 1853 по 1856 год, Россия, как проигравшая сторона, не имела возможности иметь черноморский флот. Все уцелевшие военные корабли пришлось затопить. В 1871 году Франция терпит поражение от Пруссии, что даёт России возможность воссоздать военный флот на Чёрном море.
Восстановление флота шло невысокими темпами, и к началу очередной войны с турками в 1877 году, насчитывало незначительное количество военных кораблей. Ситуацию немного исправила давнишняя идея адмирала Фердинанда Врангеля, который предлагал в случае войны использовать быстроходный торговый флот для выполнения боевых задач. При необходимости, винтовые суда, быстро переоборудовались в лёгкие крейсеры.
Такая необходимость возникла в самом начале войны. Российское пароходство отдало в распоряжение Черноморского флота 12 паровых судов. Одним из таких пароходов, водоизмещением 1800 тонн, была «Веста», построенная в Англии в 1858 году. На пароход установили пять шестидюймовых мортир, два — девяти и одно — четырёхдюймовое орудия. Две современные скорострельные пушки системы Энгстрема и Гатлинга, приборы, необходимые для автоматической стрельбы.
Неравный бой
Команда судна состояла из 133 моряков — 13 офицеров, двух гардемаринов, 118 нижних чинов. Командовать пароходом был назначен капитан – лейтенант Баранов Николай Михайлович. 9 июля 1877 года, капитан получает приказ выйти в море для патрулирования. На следующий день «Веста» покинула место стоянки. 11 июля в районе крупного морского порта Румынии (Кюстенджи), с борта корабля был замечен пароходный дым, предположительно исходящий с торгового судна.
Погода стояла отвратительная, видимость плохая, всё это ввело в заблуждение капитана «Весты». Был отдан приказ идти на сближение, через некоторое время стало понятно, что торговое судно является броненосцем «Фетхи – Буленд», входящим в состав турецкого военного флота. Корвет был построен на верфях Англии и обладал отличными боевыми качествами, имел толстую бортовую броню и мощнейшую башенную артиллерию. Русское паровое судно не могло похвастаться такими качествами, борта были отделаны всего лишь 22 мм железными листами, орудия были приспособлены вести огонь только с близкого расстояния.
8 часов утра, на «Весте» объявлена тревога, турецкое судно в это же время дало первый залп по русскому кораблю, в ответ прозвучали выстрелы с «Весты». После чего русский пароход взял обратный курс. Предвкушая лёгкую добычу, турецкий броненосец бросился вдогонку. Расстояние сокращалось, турецкий корабль всё время вёл огонь.
В первый час, неравного боя русское судно понесло серьёзные потери. Вокруг корабля творился кромешный ад. Беспрерывный огонь из вражеских пушек. Возникший пожар на судне. Команда самоотверженно боролась с огнём под непрерывным обстрелом противника. Капитан Баранов искусно руководил уходом от погони, удерживая корабль кормой к противнику, что не давало возможности броненосцу нанести сокрушительный удар в борт парохода. Во время обстрела русский корабль получил серьёзные повреждения: был полностью уничтожен вельбот, разбита вся оптика и одна кормовая мортира.
Приблизившись на расстояние оружейного выстрела, турецкий корвет открыл стрельбу, используя шрапнель и картечь. Была убита значительная часть команды. В это время Баранов отдаёт приказ готовить шестовые мины к бою, однако турецкий снаряд угодил в район минной каюты, которая была полностью уничтожена. Капитан Баранов контужен. Вражеский корабль произвёл залп по корме парохода, корабль потерял управление и был вынужден пристать к борту противника. Примерно через пять часов боя, русскому судну удалось снести носовой орудийный каземат противника. Из — под палубы броненосца показался дым, командование броненосца приняло решение не продолжать бой. «Фетхи – Буленд» переменил курс, через несколько минут скрылся из виду.
Таким образом, слабо вооружённое и защищённое судно взяло верх над хорошо вооружённым броненосцем. Ожесточённый бой на море стоил жизни командующему артиллерией подполковнику Чернову. 33 члена экипажа были ранены и убиты, в их числе 7 офицеров. Погибших похоронили на Михайловском кладбище Севастополя, в братской могиле. В 1880 году на месте захоронения был установлен памятник.
Гибель «Весты»
Русско – турецкая война продолжалась, пароход отремонтировали, и он ещё несколько раз принимал участие в боевых операциях. Спустя десять лет, мирный пароход следовал из турецкого города Самсун в Одессу. Как оказалось, это был роковой рейс. В 3 часа ночи у мыса Тарханкут в него врезался пароход «Синеус». «Веста» затонула, унеся с собой жизни всего экипажа, насчитывающего 34 человека. Таким образом, подводный мир в очередной раз стал братской могилой для моряков. Пройдя славный боевой путь, «Весте» было уготовано судьбой — погибнуть в мирное время.
Найденные затонувшие корабли Чёрного моря позволяют пополнить музейные коллекции, вернуть из забытья подвиги русских моряков.