История корабля «Сан-Жорес»

Подводный мир Азовского и Чёрного моря не настолько привлекателен своей красотой, зато хранит не мало тайн связанных с историей кораблекрушений. Со стороны Азовского моря через Керченский пролив почти, что всё время идёт мутная вода, к тому же присутствуют сильные течения. Обнаружить затопленный объект весьма не просто. Глубина в пределах 9 метров, палуба покрыта небольшим слоем ила, видны проломы в каюту, дымовая фальштруба возвышающаяся на полметра.
 «Жан Жорес» судно, спущенное на воду в конце 1931 года, названо в честь знаменитого французского и международного социалистического движения. Корабль первым из судов, построенных в конце 20-х – начало 30-х годов получило высший класс Регистра. Испытания были завершены успешно 28 января 1932 года и «Сан Жорес» вышел в первый рейс с грузом на Гамбург. До кромки льдов Финского залива судно сопровождал ледокол.

Вдоль надстройки идёт леерное ограждение, обильно обросшее мидиями и водорослями. За ограждением по палубе надстройки, по которым ходила команда корабля, из — под ила можно разглядеть край оторванной двери. Через пролом шлюпочной палубы виднеется просвет, пол коридора во многих местах повреждён.

Корабли второй мировой войны, судно "Сан-Жорес"

Сан-Жорес

 «Сан Жорес» входил в состав Балтийского пароходства и был приписан к порту Санкт-Петербурга, хотя свою трудовую деятельность вёл в Чёрном море. Судно перевозило в европейские порты экспортные грузы, обратно везло машины, станки, оборудование для шахт и Донбасса, нефтепромыслов Каспия. Всё это доставлялось в порт Одессы или Мариуполя. На Чёрном море, попутно курсируя между Новороссийском и Батуми, перевозило трубы, рельсы, металлическое литьё, цемент и другие народнохозяйственные грузы.
В 1933 году судно под командованием капитана Б. Т. Шульца зашло в Геную, откуда забрало писателя Горького с семьёй и доставило на Родину. В 1934 году судно совершило несколько рейсов в порты Америки.

Проход вдоль леерных ограждений приведёт к открытой двери, которая ведёт в камбуз. Внутри камбуза электроплиты с двумя заиленными поддонами для выпечки. На стене весит большой электротитан с бронзовым краником, для согрева воды, под ним раковина.

Война на море

В начале Второй Мировой войны «Сан Жорес» остался на Чёрном море и вошёл в состав Черноморского пароходства. Летом и осенью 1941 года принимал активное участие в эвакуационных перевозках. Транспортировал зерно из портов Украины и Крыма.

 В начале октября 1941 года судно совершило первый свой рейс из Одессы, при этом были эвакуированы защитники Одессы. В ночь на16 октября, «Сан-Жорес» в составе большого каравана, принял участие в эвакуации основных сил Приморской армии, в частности на судне эвакуировались части 345 стрелковой дивизии. В тоже время корабль совершил несколько рейсов в Севастополь, основная задача-эвакуация населения.

Выходим из камбуза через пролом, ведущий на шлюпочную палубу, вдоль леерного ограждения продвигаемся к корме. По пути продвижения находится дверь, ведущая в каюту. Пройдя через леер и опускаемся на палубу в районе третьего трюма, перед глазами предстанет разорванная взрывом палуба. Неподалёку от судна находятся остовы студебеккеров, с хорошо сохранившимися радиаторами и моторами, вывороченный трап, колёса от машин.

Совсем рядом можно обнаружить ствол 120 мм гаубицы с дульным тормозом. Вдоль правого борта находится платформа гаубицы на гусеничном ходу. По краям гусеницы расположены большие шестерни, в средине большие резиновые колёса. Проплыв чуть вперёд и вверх обнаружим четвёртый трюм, в данном месте затонувший корабль разорван. Палуба держится за счёт уцелевших силовых конструкций, внутри трюма находится военная техника.

В один из последних дней перед оставлением Феодосии судно под командованием капитана Лебедева пришло в порт Феодосии. Георгий Никифорович Лебедев привёл судно вечером 15 января 1942 года, при нулевой видимости, которая позволила кораблю не замеченно пройти наблюдательные посты. Всю ночь шла выгрузка личного состава, выгрузили семь орудий, несколько бензобаков, 4 грузовика с продовольствием, спецмашины.

 Приближающийся рассвет вынудил прекратить разгрузку и отвести судно подальше в море, обезопасив себя от ударов немецкой авиации. Целый день судно дрейфовало в море, а к вечеру направилось в сторону порта. Капитан корабля находился на мостике, рулевой был отправлен на корму к запасному рулевому управлению, так как судоремонтники Новороссийска не успели отремонтировать электрический привод руля.

 Все команды рулевому подавались громким голосом капитана корабля. Как назло установилась плохая погода, штормовой береговой ветер, заставлял двигаться на ощупь. На входе в порт судно встретил мотобот, за которым последовал «Сан-Жорес» следовать судно. Время 22 часа до причала оставалось следовать минут пятнадцать. Яркая вспышка по правому борту в районе кормовой переборки машинного отделения, затем взрыв и фонтан воды. Взрывом подбросила Лебедева, он упал на палубу без сознания, когда очнулся, страшная боль сковала позвоночник.

Корабли второй мировой войны, судно "Сан-Жорес"

Дайвинг

Кормовая часть «Сан-Жореса» глубоко просела в грунт, винта не видно. Возвращаемся назад по противоположенному борту, натыкаемся ещё на одну платформу от гаубицы на гусеничном ходу. Доплыв до овала трубы, аккуратно спускаемся в машинное отделение, перед взором предстаёт главный двигатель мощностью в 1800 л.с.

 Проплыв над силовой установкой останавливаемся у открытой двери, за дверью коридор, ведущий к палубе на носовой части. Решаем плыть дальше, по обе стороны коридора открытые двери в каюты. В каютах сохранившаяся мебель, полки, кровати, столы, стулья. Проплыв дальше наткнёмся на большую носовую мачту с несколькими сигнальными фонарями. Мачта лежит поперёк палубы судна. На этом обследование корабля заканчивается.

                     Гибель «Сан-Жореса»

Наткнувшись на мину, судовая машина была повреждена. В третьем трюме загорелись ящики, в которых находились боеприпасы, но поступающая забортная вода предотвратила пожар, тем самым спасло судно от сильного взрыва. Сильным порывистым ветром «Сан-Жорес» отнесло в сторону от порта, русские матросы в течение двух часов боролась за живучесть теплохода, всё это время судно находилось на плаву.

 Подошёл военный корабль, по приказу капитана были прекращены работы по спасению судна и часть команды, в первую очередь раненые и убиты, переместилась на военный корабль. Через двадцать минут прибыл второй военный корабль, который забрал последних моряков. Георгий Никифорович, как подобает капитану, покинул судно последним, поднял государственный флаг и покинул мостик, подводный мир пополнился ещё одним трагическим объектом. В эвакуации команды принимали участие корабли Черноморского флота. Катера «Кабардинец» и «Геленджик» доставили в Новороссийск оставшихся в живых моряков и документацию «Сан-Жореса». В Новороссийске моряки были распределены на другие суда флота.

Координаторы затонувшего теплохода 45°2’16″N 35°23’51″E
Вечная память морякам, погибшим за свободу и независимость нашей Родины!

Судьба данного ресурса напрямую зависит от его востребованности. Вы окажете ему неоценимую услугу, поделившись ссылкой с друзьями, в соцсетях, на форумах и прочих масс-медиа.

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники