Эскадренный броненосец «Гангут»

Броненосец Гангут

Броненосец «Гангут» водоизмещением около 7000 тонн начал свою историю 29 октября 1888 года. В это время на Новом Адмиралтействе приступили к созданию эскадренного броненосца. До спуска на воду оставалось два года. Корпус военного корабля был изготовлен из 400-х миллиметровой брони. Броненосец «Гангут» длиной 84,7 метра при ширине 18,9 метров имел осадку в 6,99 метра. Две паровые машины мощность в 5969 л. с. позволяли кораблю развивать скорость в 13,89 узлов. Запас хода составлял 2000 морских миль. Экипаж броненосца насчитывал 493 матроса и 28 офицеров.

На носовой части в конической башне разместили 12-ти дюймовое орудие, изготовленное специалистами Путиловского завода. Главный броневой пояс состоял из четырёх 150-ти и четырёх 229-ти морских орудия. Костяком противоминной обороны являлись многоствольные артиллерийские системы конструкции Готчкиса. Помимо этого, корабль оснащался шестью системами самодвижущихся мин калибра 19 фунтов разработки Уайтхеда.

                      Трагедия броненосца

Броненосец Гангут

12 июня 1897 года при выполнении заданий по учебным стрельбам в Выборгском заливе броненосец «Гангут» получает серьёзное повреждение подводной части корпуса. Виной всему стал подводный камень. Экипаж прилагает все усилия к спасению корабля. Однако все попытки оказываются безуспешными. Постепенно морской водой заливаются паровые котлы и пороховые погреба. По приказу командования спускается адмиралтейский флаг.

Через сорок минут броненосец заваливается на левый борт, после этого скрывается под водой. Это произошло в 21 час 40 минут. После того как разошлись волны на места гибели корабля, на морской поверхности образовалось огромное масляное пятно и многочисленные всплывшие предметы. Сразу после трагедии объявили конкурс на проведение спасательных работ.

                          Поисково – спасательные работы

Ознакомившись со всеми поступившими предложениями, предпочтение отдали шведской фирме «Нептун». Предпринималось несколько попыток подъёма броненосца. На мероприятие было потрачено около 600 тысяч золотых рублей. Все они не принесли желаемых результатов. От последующих попыток подъёма «Гангута» отказались. 18 августа 1899 года выходит приказ об исключении эскадренного броненосца из списков военной флотилии, как не подлежащего ремонту.

Осенью 1996 года была предпринята попытка найти корабль. К предполагаемому месту затопления отправилась поисковая группа центра морских экспедиций «Тайны века». Двое суток экспедиционное судно бороздило воды Финского залива. Все попытки отыскать броненосец оказались безуспешными. Поисковые работы отложили до весны.

Весной 1997 года поиски возобновились, экспедиция увенчалась успехом. Применение спутниковой навигации позволило более точно определить место трагедии. На глубине около тридцати метров многолучевой сонар обнаружили объект, очертание которого напоминало корабль. К объекту направилась первая пара подводных пловцов. Опустившись на дно, они не смогли найти корабль. Причиной тому являлась плохая видимость и низкая температура воды. Второй паре аквалангистов улыбнулась удача. Якорь от буя попал точно на правый борт корабля. Таким образом, был найден эскадренный броненосец «Гангут».

                      Обследование корабля

Эскадренный Броненосец Гангут

Как и в свою бытность, станина палубной пушки намертво закреплена на палубе. Штурманской рубке повезло меньше, она полностью разрушена. Вентиляционный люк в машинное отделение сильно прогнил и рухнул внутрь. Отсутствует на своём месте огромная дымовая труба. Внутренние помещения корабля полностью покрыты слоем мягкого ила. Телефонные аппараты, машинный телеграф и судовой компас в целостности и сохранности на своих местах.

Сохранилась башня главного калибра с легендарной двенадцатидюймовкой. Снаряды этих орудий спокойно пробивали броню японских броненосцев во времена Цусимы. Сразу же под орудием располагается большая тумба, представляющая собой паровой шпиль. В центре шпиля большая бронзовая эмблема завода – изготовителя.

Шлюпочную палубу с кильблоками, находящаяся над главной палубой, покрыла крупная рыбацкая сеть, уходящая за пределы правого борта. Под кормовым названием – балкон капитанского салона с сохранившимися фрагментами бронзовой балюстрады. В капитанском салоне находится 150-мм орудие. В первозданном виде в центре салона находился световой люк, изготовленный из красного дерева. Сейчас на месте люка пролом палубного настила. По соседству с капитанским салоном находятся каюты старшего офицерского состава. Проход в коридор заблокирован. Броненосец «Гангут» оказался единственным боевым кораблём Старой Балтийской эскадры, который сохранился целым до наших дней.

Погружение на «Гангут» сопряжены с некоторыми сложностями. Температура придонных слоёв воды в любое время года в пределах от +2°до +4° при видимости не более 5 – 8 метров. Наиболее благоприятное время для погружений – весна и поздняя осень. В это время над акваторией Выборгского залива возникают продолжительные штилевые периоды. Погружения необходимо совершать в гидрокостюмах сухого типа. 

Судьба данного ресурса напрямую зависит от его востребованности. Вы окажете ему неоценимую услугу, поделившись ссылкой с друзьями, в соцсетях, на форумах и прочих масс-медиа.

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники