Подводная лодка «Щука»
Сколько подводных лодок времён последней войны приютил подводный мир Азовского и Чёрного морей, известно только ему. Легендарные подводные лодки типа «Щука» боролись с вражескими кораблями, и не всем было суждено вернуться на базу. В данной публикации познакомимся с двумя подводными лодками, покоящимися на морском дне.
«Щ-211» серии X была заложена на Николаевском заводе № 200 имени в 1934 году. Ей был присвоен заводской номер 1035. Третьего сентября 1936 года лодка была спущена на воду, а через два года 5 мая 1938 года вошла в состав Черноморского флота.
Характеристики лодки:
надводное водоизмещение – 603,1т;
подводное – 721т;
длина – 58,8м;
ширина – 6,2м;
осадка – 4м;
мощность дизелей – 1800л/с;
мощность электромоторов – 800л/с;
скорость в надводном положении – 11,5узлов;
скорость подводной лодки под водой – 7,2 узла;
дальность плавания в надводном положении – 5240 мили;
в подводном – 105 миль;
глубина погружения – 90 метров;
экипаж подводной лодки – 40 человек.
Лодка имела 4 носовых и 2 кормовых 533мм торпедных аппаратов, два орудия калибра 45мм и два 7,62мм пулемёта.
Последний поход лодки
14 ноября 1941 года лодка вышла в боевой поход. Лодкой командовал капитан-лейтенанта Александра Даниловича Девятко. Из похода лодка на базу не вернулась, попытки связаться с ней не принесли успеха. По имеющейся информации, лодка была атакована самолётом противника 15 ноября 1941 года. На следующий день волной было выброшено на берег тело помощника командира лодки, Павла Романовича Борисенко (родившегося 14 января 1909 года в Днепропетровской области), труп находился в разорванной куртке без рук и ног. На шее находился бинокль, со сломанным окуляром. Что даёт основания думать: Борисенко нёс вахту. Предположительно подводная лодка находилась в надводном положение, и во время самолётной атаки все члены команды погибли.
Лодка затонула в шести милях к востоку от мыса Святой Атанас, в непосредственной близости от города Варна. 11 сентября 2000 года болгарские подводные пловцы Динко Матеев и Владимир Стефанов наткнулись на лодку. Первый отсек оторван от лодки и лежит на расстоянии 150-ти метров, ходовая рубка полностью уничтожена, люки 4 и 7 отсека находились в открытом положении. Верхняя крышка люка рубки отсутствует, кормового орудия вместе с площадкой нет на месте, а вот носовое орудие находится на своём месте. У подводной лодки полностью разрушен первый отсек, изрядно досталось и второму. Значительно повреждены и остальные отсеки.
В 2003 году лодка была тщательно обследована, на поверхность подняли 28 предметов, включая 45мм орудие. После обследования все люки лодки были заварены. Лодка покоится на глубине 22 метра, над грунтом возвышается на 6,1 метр. Координаты 43˚08.907′N 28˚04.548′E
Лодка «Минога»
Подводная лодка «Минога» V-бис второй серии была заложена 15 июня 1934 года. На воду лодку спустили 31 декабря 1934 года. В состав Черноморского флота вошла 9 сентября 1936 года. Советская подводная лодка «Щ-206» имела длину 58,75 метра, при ширине 6,2 метра. Была снабжена дизелем мощностью в 1370 л.с и имела электромоторы мощностью – 800 л.с. Осадка лодки составляла 4,06 метра, глубина погружения подводной лодки — 90 метров.
Дальность плавания в надводном положение – 5250 миль, в подводном – 104 мили. Лодка на поверхности развивала скорость 12,3 узла, в подводном положение – 8 узлов.
Вооружение: 4 носовых и 2 кормовых 533 мм торпедных аппарата и два орудия калибра 45 мм.
Гибель подводной лодки
25 ноября 1941 года лодка вышла в поход в район города Варна. У штурвала стоял командир подводной лодки капитан-лейтенант Гриценко И.М. 6 декабря 1941 года её обнаружили болгарские сторожевые катера — «Черноморец» и «Беломорец», в 20 ти
милях к юго-востоку от Варны, на глубине 32 метра. По одной из версий, повреждённая глубинными минами подводная лодка всплыла, и была потоплена огнём артиллерии сторожевых катеров.
5 мая 1983 года сети болгарского сейнера «Алка» зацепились за подводное препятствие.
Позже прибывшие советские и болгарские водолазы обнаружили на дне подводную лодку со звездой на рубке. На лодку было произведено 158 спусков, лодку очистили от ила и от обрывков сетей. Вскрыли верхний рубочный люк и тщательно обследовали центральный пост. На поверхность подняли документы и небольшие механизмы, 76 мм орудие, а так же тела семи погибших подводников. В одном из отсеков были обнаружены часы, которые показывали 20 часов 45 минут.
Лодке лежит на ровном дне с координатами 42˚46.97′N 27˚58.317′E с огромной пробоиной по правому борту. Так же имеют пробоины третий, пятый и седьмой отсеки лодки, на корпусе множество дыр от пуль и осколков. Водолазами был заварен рубочный люк, в корпус лодки можно проникнуть только через люк седьмого отсека.
Затонувшие корабли времён Великой Отечественной войны являются символами побед Черноморского флота.
Вечная память морякам – героям!