Корабли Отечественной войны
В 1992 году во время испытания гидроакустического комплекса на глубине 1800 метров был обнаружен эскадренный миноносец «Способный». Таким образом, подводный мир Чёрного моря расстался с очередной тайной морских глубин.
Миноносец «Способный» проекта 7 У был заложен в начале июля 1936 года на заводе города Николаева. Перед самым запуском в эксплуатацию, в конце сентября 1939 года миноносец получил название «Подвижный», а ровно через год получил своё постоянное имя — «Способный». После ходовых испытаний вступил в строй, произошло данное событие 25 июня 1941 года, шёл третий день войны.
Водоизмещение корабля – 1850 тонн (стандартное), 2150 тонн (нормальное) и 2400 тонн (полное)
Длина – 112,5 метра.
Ширина – 10,2 метра.
Осадка – 4,2 метра.
Скорость – 38-39,6 узлов.
Паротурбинная установка двухвальная мощностью 54000 – 60000л.с.
Вооружение: в установках Б–13-2 четыре 130-мм орудия, в установках 34-К находилось три 76-мм орудия, в установке 21-К три 45-мм орудия, установка 70-К насчитывала восемь 37-мм орудий, четыре пулемёта ДШК 12,7 мм, 20 глубинных бомб и шесть 533 мм торпедных аппарата.
Экипаж – 250 человек.
Последний поход
После удачной боевой операции в районе Ялты, соединение боевых кораблей, в состав которого входили: лидер «Харьков», эсминец «Беспощадный» и миноносец «Способный», возвращались в Туапсе 6 октября 1943 года. В 8 часов 10 минут над соединением кораблей, советскими лётчиками был сбит немецкий самолёт, который производил разведку. Экипаж самолёта выбросился на парашютах, советские моряки подняли немцев на борт корабля, тем самым были вынуждены задержаться на 20 минут.
Данная операция требовала к себе внимания, моряки верхней палубы отвлеклись от наблюдения за горизонтом. Как только движение продолжилось, внезапно появились восемь бомбардировщиков Ю-87, которых прикрывали два Ме-109. В этом бою советским истребителям, которые прикрывали соединение, удалось сбить один Ю-87 и один из истребителей врага. Другие немецкие самолёты зашли со стороны солнце и поразили «Харьков» тремя бомбами, общим весом 750 кг. Одна из бомб угодила в верхнюю палубу, пробила корпус корабля насквозь, взрыв произошёл прямо под килем. Две других попали в первое и второе котельное отделение.
Все три котельных и машинное отделения стали наполняться водой, таким образом, силовая установка была выведена из строя. От взрыва пострадало два зенитных пулемёта, а 37-мм автомат был сорван взрывом и выброшен за борт. Судно полностью потеряло ход, крен составил 9˚ по правому борту, деферент на нос три метра. По приказу, «Способный» взял «Харьков» на буксир, после чего движение было продолжено.
Движение в сторону Туапсе продолжилось со скоростью 6 узлов, до базы оставалось 90 миль. Возможно, было принято не совсем правильное решение транспортировать лидера, можно было снять экипаж, а судно затопить. Такой приказ вроде бы и был отдан командующим флотом, но до соединения он не дошёл. В 11 часов 50 минут над кораблями появились 14 юнкерсов, два стали методично бомбить «Способный» и «Харьков», остальные набросились на «Беспощадного». Тут же на помощь прибыли 9 наших истребителей, которые в полной мере так и не смогли отбить атаки немцев.
Как погибали корабли
Вторая волна атаки не причинила вреда «Харькову», а вот в «Беспощадного» угодила одна из авиабомб, разрушившая машинное отделение. «Способный» практически не пострадал, были незначительные повреждения внешней обшивки корабля. По окончанию атаки, командир соединения приказал капитану «Способного» по очереди буксировать повреждённые суда. Во время буксировки удалось запустить третий котёл лидера, одна из машин позволила судну двигаться своим ходом со скоростью 10 узлов. Но злой рок навис над «Харьковом», через десять минут соединение подверглось очередному налёту. В налёте приняли участие до 25 бомбардировщиков, 14 часов 25 минут — две сброшенные бомбы разорвались на полубаке. Носовые помещения лидера моментально заполнились водой, корабль стал погружаться носовой частью под воду с креном по правому борту. Провести спасательные работы за живучесть корабля не удалось, судно медленно скрылось под водой. Так же во время этого налёта, немцы потопили эсминец «Беспощадный».
Почти два часа «Способный» спасал экипажи затонувших кораблей, но в 18 часов 10 минут произошло очередное нападение немецкой авиации, в результате которой, через 18 минут миноносец погибает. Взорвались глубинные бомбы, находившиеся на борту «Способного». Руководство Черноморским флотом организует спасательную операцию, в которой принимают участие торпедные и сторожевые катера, тральщик «Искатель», а так же морской буксир «ЧФ-1». Из воды извлекли 187 членов экипажей кораблей.
В результате этой драмы погибло 716 моряков, было потеряно три корабля. Немецкие воздушные силы потеряли 14 самолётов.
Погибшие корабли покоятся на глубине в 1800 метров, расстояние между ними около двух милей. Координаты: 44˚12′ N 35˚57′ E
Таким образом, подводный мир Чёрного моря пополнился ещё тремя героически погибшими военными судами.