Трагедия «Челюскина» в Ледовитом океане
Затонувшие корабли являются неотъемлемой частью подводного мира. Во многих случаях судьбы погибших кораблей похожи друг на друга, но есть и исключения. К одному такому привела трагедия «Челюскина» в Северном Ледовитом океане, которая потрясла прогрессивную часть мировой общественности.
13 февраля 1934 года в водах Чукотского моря льдами был раздавлен и затонул советский пароход «Челюскин». Во время катастрофы погиб один человек. Остальные 104 члена экспедиции и команды были вынуждены, высадится на лёд северного океана. За ходом проведения героической операции по спасению людей, следил весь советский народ. Эта одна из ярчайших страниц в истории СССР.
Перед участниками похода, на корабле «Челюскин», была поставлена задача. За одну навигацию преодолеть путь от Мурманска до Владивостока, преодолев Северный морской путь. Вся многонациональная страна следила за продвижением судна водоизмещением 7500 тонн. Пройдя 7000 км. по Беринговому проливу, судно столкнулось с дрейфующими льдами.
Льды зажали пароход, и он был вынужден дрейфовать вместе с ними обратно в Чукотское море. Между мысом Уэлен и Северным корабль пошёл ко дну. Экспедицию спасали семеро полярных лётчиков. В последствии за спасение людей первыми в стране были удостоены звания Героев Советского Союза.
Экспедиции по поиску парохода
Через год после трагедии были предприняты первые попытки обследования и подъёма «Челюскина» на поверхность. Однако, поиски не увенчались успехом. В 2004 году вновь возник интерес к знаменитому пароходу. Состоялась первая экспедиция. Начальником являлся Алексей Михайлов, к сожалению, положительные результаты не были достигнуты.
Следующая подводная экспедиция, получившая название «Челюскин 70», стартовала под руководством губернатора Корякского автономного округа 13 сентября 2006 года. Олег Кожемяко на судне «Рогачёво» вывел экспедицию из Анадыря в район гибели «Челюскина». Днём 15 сентября команда прибыла на место.
Поиски затонувшего корабля велись с помощью судового эхолота и подводного буксируемого гидролокатора. Благодаря слаженной работе команды «Рогачёво», искомый объект был обнаружен в полночь. На следующие утро состоялось первое погружение, с целью опознания подводного объекта. «Челюскин» был обнаружен на глубине 49 метров, лежащим на дне в слое ила толщиной около 3 метров. Погружения осложнялись полным отсутствием видимости после 35 метров, и холодной водой с температурой минус один градус.
Во время экспедиции было выполнено 5 погружений. В результате водолазы смогли проникнуть в район шлюпочной палубы и поднять на поверхность два фрагмента конструкции парохода. Впервые были сделаны видеосъёмки некоторых фрагментов парохода. По мнению специалистов, это была шлюпочная кран-балка и брашпиль.
Проведённую экспедицию можно смело отнести к археологической, полностью проводимую в принятых рамках, по стандартным работам с объектом. Помимо двух фрагментов, для идентификации, на поверхность больше не чего не поднимали. Фрагменты были тщательно сфотографированы и отправлены в Копенгаген в судостроительную компанию. Специалистам компании «Бурмейстер и Вейн» предстояло провести полный анализ предметов поднятых со дна и дать оценку найденному объекту.
В экспедиции, по обнаружению легендарного парохода, кроме губернатора Кожемяко принимали участие московские водолазы: Алексей Кошелев, Александр Федосеев, Алексей Михайлов. Поисковым судном командовал капитан Александр Вайнутис.
В результате проведённых работ, подводный мир расстался ещё с одной тайной, связанной с судьбой затонувших кораблей.