Корабль Васа флагман его величества
Корабль «Васа» флагман королевского флота являлся самой дорогой постройкой того времени. Вероятнее всего его ожидали дальние походы и победоносные сражения. Однако судьба распорядилась по своему. В 1620–х годах королевский флот понёс ряд невосполнимых потерь. За четыре года шведский флот потерял в общей сложности 15 самых крупных военных судов. Без всякого сомнения одним из лучших являлся парусный корабль «Васа».
Шведский король Густав II Адольф уделял должное внимание оснащению государства мощнейшими военными кораблями. Процветание Швеции в те времена зависело от бога и мощного флота. Королевский флот должен был защищать королевство от внешних нападений, перевозить войска к месту боевых действий.
Застигнутые врасплох, в шведских водах, корабли неприятеля должны быть потоплены, команда захвачена в плен. В свободное время от боевых действий, флот выполнял несвойственные военным судам таможенные функции. Военные корабли принимали активное участие в таможенных сборах с коммерческих судов идущих в Швецию.
Строительство «Васы»
Корабль «Васа» флагман королевского флота был построен в 1628 году. На тот момент являлся одним из самых дорогих военных кораблей Швеции.
Королевский флагман «Васа» обладал следующими техническими характеристиками:
длина – 69 метров;
ширина – 117 метров;
высота – 52 метра;
осадка – 4,8 метра;
паруса – 10 штук, площадью – 1275 кв. метра;
вооружение – 64 пушки;
экипаж насчитывал 145 матросов, 300 солдат.
На строительство корабля в общей сложности ушло около 1000 дубов. В течение трёх лет плотники, пильщики, кузнецы, маляры, парусные мастера и другие специалисты трудились над созданием «Васы». Строительство велось на верфи, расположенной буквально в самом центре Стокгольма, напротив королевского дворца. Это давало возможность Густаву II Адольфу контролировать постройку.
Трагедия во время праздника
Летом 1628 года всё было готово к спуску корабля на воду. Взят на борт балласт, загружено необходимое количество пушек и ядер. И вот наступил долгожданный день. 10 августа, большая часть населения столицы вышло на берег, чтобы проводить в первое плавание, грандиозное военное судно.
Погода стояла великолепная, слабый ветерок, с редкими порывами. На борт королевской гордости поднялись 100 человек членов экипажа. А также следом отправились женщины с детьми, приглашённые к участию в пышном празднике, в честь спуска флагмана на воду. «Васа» прошла буквально 1300 метров вдоль побережье.
Как вдруг очередной порыв ветра вынудил корабль сильно накрениться. К чести сказать: команда предприняла все усилия для выравнивания судна. Предпринятые меры не увенчались успехом. В результате судно затонуло около 100 метров от берега. Подводный мир принял в свои объятия 50 невинных душ. К счастью остальным удалось спастись.
Поиск виновных
После трагических событий начали искать виновных. Одним из первых был арестован капитан Сёрфинг Ханссон. Буквально через 12 часов после катастрофы, Государственный совет начал допрос капитана. В качестве основного обвинения, была выдвинута версия, якобы команда во главе с капитаном была пьяна. Сёрфинг Ханссон поклялся перед Всевышним: никто из состава команды не употреблял спиртного.
В ходе допроса выяснилось, что достаточно небольшой порыв ветра перевернул судно, которое оказалось неустойчивым. Команда корабля утверждала, что с её стороны было сделано всё по правилам. Не было допущено ни одной ошибки, все пушки были закреплены, балласт распределён правильно.
Во время следствия, были приняты во внимание ошибки при проектировании конструкции корабля. Оказалось, что надводная часть флагмана была тяжелее, чем подводная. Голландец Хюбертссон, отвечающий за постройку судна не был привлечён к ответственности. К несчастью он умер за год до драматического события. Строители утверждали, что корабль построен согласно проекту, утверждённому лично королём. Исходя из этого виновных не нашли, таким образом, осуждённых по данному делу не было.
По одной из версий, выдвигаемой шведскими историками, получается: вероятно виновником гибели королевского флагмана являлся король Густав II Адольф. Видимо постоянное его вмешательство в процесс постройки, сыграло роковую роль в гибели «Васы». В XVII веке кораблестроители ещё не умели делать точные чертежи с правильными математическими расчётами.
К сожалению довольно часто, каждый последующий корабль строили как и предыдущий. На этом фоне особняком стоит «Васа». Несомненно его строительство во многом отличалось от предшественников. Флагман был большим и прочным кораблём, хорошо вооружённым, не похожим на остальные военные корабли.