Как взорвался линкор Новороссийск
Затонувшие суда в морских глубинах окутаны различными тайнами их гибели. Долгое время оставалась тайной гибель в Севастополе линкора «Новороссийск».
29 октября 1955 года в 1 час 30 минут окрестности бухты Севастополя потряс сильный взрыв, произошедший на пришвартованном линкоре «Новороссийск». Впоследствии специалисты оценили – сила взрыва составляла 1200 кг в тротиловом эквиваленте. В результате взрыва ко дну пошёл флагман Черноморского флота, унёсший жизни более 600 моряков.
Первоначальное расследование подводного взрыва не дало результатов. По одной из версий линкор Новороссийск был взорван итальянскими подводными диверсантами и для этого были основания. После разгрома немецкой коалиции, в 1947 году итальянский линкор «Джулио Чезаре» в качестве контрибуции был передан СССР. Корабль приняли в состав Черноморского флота под названием «Новороссийск».
Государственная комиссия тщательно провела расследование, были сделаны выводы, что такое количество взрывчатки невозможно доставить незаметно подводным путём. Достаточно толстая броня линкора надёжно защищала судно и что бы её взорвать необходимо много взрывчатки, которую можно было доставить только на катере. Пересечение пограничных вод и проникновение чужих катеров в бухту Севастополя было невозможно, так как военно-морская база была надёжно защищена. Официальной версией гибели была признана версия подрыва корабля немецкой донной магнитной миной, которая осталась на грунте после войны.
После взрыва по правому борту ниже ватерлинии образовалась огромная пробоина в 160 кв. метров. Корабль стал медленно крениться на борт, через пару часов перевернулся, после 18-ти часов в таком положении, пошёл ко дну. Странным было то, что находясь на плаву такое продолжительное время, команда линкора не была эвакуирована на берег. Катастрофа «Новороссийска», унёсшая 608 жизней, стала самой крупнейшей в ВМФ в послевоенные годы.
В 2013году один из непосредственных участников данной операции рассказал правду о гибели линкора. Летом 2015 года бывший офицер итальянской военной разведки Уго Д’Эспозито официально заявил о подрыве корабля итальянскими морскими спецназовцами. Во времена войны было создано первое боеспособное подводное — диверсионное подразделение итальянских вооружённых сил. 10-я флотилия МАС имела в своём составе подводные лодки, катера, торпеды, которыми управляли водолазы, сидевшие верхом на торпеде.
Во время передачи СССР линкора «Джулио Чезаре», западные страны противились этому, они были не прочь уничтожить военное судно. После окончания войны, диверсионным подразделением командовал князь Валерио Боргезе. После передачи линкора командующий заявил, что ни один итальянский военный корабль не будет ходить под флагом победителей в войне.
Итальянцам досконально была известна бухта Севастополя, так как 10-ая флотилия в 1942 году активно участвовала в боевых действиях на стороне фашистской Германии в районе бухты. Флотилия сопровождала немецкие подводные лодки, принимала участие в блокаде Севастополя. Ранее, 18 декабря 1941 года итальянские диверсанты на мини лодках проникли в гавань Александрии, где с помощью магнитных мин взорвали английские линкоры «Вэлиэнт» и «Куин Элизабет».
Ещё одна не маловажная деталь, которая подтверждает участие итальянцев в гибели «Новороссийска». После трагедии в Севастополе, несколько морских спецназовцев были награждены боевыми правительственными наградами. Так же советские исторические источники имеют несколько свидетельств подводников 10-ой флотилии. По словам одного из исполнителей диверсии, в акции принимали участие восемь боевых пловцов. На борт гражданского судна «Пиколло» была загружена взрывчатка, подводное оборудование и мини субмарины, которые были доставлены в район бухты Омега. В бухте была обустроена подводная база, с которой в течение всего одной ночи было произведено минирование и взрыв линкора «Новороссийск».
Таким образом, диверсионные подразделения Италии устроили итальянскую вендетту в отношение советского корабля.