Гибель фрегата «Принц»
14 ноября 1854 года трагическая дата для английского флота. Английская эскадра и союзники прибыли на Чёрное море и блокировали Севастополь. Английские власти были чрезвычайно обеспокоены наращиванием военного присутствия России в черноморских водах. Так союзники вступили в Крымскую войну.
В течение суток 14 ноября на море бушевала стихия на Качинском и Балаклавском рейде, погубившая 21 судно из 30. Страшными порывами ветра сорвали корабли с якорей и выбросили их на береговые скалы. Одним из первых погиб американский транспорт «Прогресс», за ним английский «Резолют». Пятым — новейший английский фрегат – пароход «Принц», стоимость которого составляла полтораста тысяч фунтов стерлингов. Вот о нём и пойдёт речь ниже.
Строительство и технические характеристики фрегата
Фрегат «Принц» был построен в эпоху перехода от парусного флота к более прогрессивному паровому флоту. Фрегат оснащался парусами и одновременно с этим имел паровую машину мощностью 500 л. с. Судно длиной 280 футов и шириной 43 фута с высотой бортов в 31 фут и 6 дюймов имело водоизмещение в порожнем состоянии – 2700 тонн, при полной загрузке – 4400 тонны. Корпус – стальной.
В последний путь
По приходу в район Севастополя, судно имело на борту 40 000 комплектов тёплой зимней одежды, медикаменты, водолазный аппарат, электрический телеграф. Водолазный аппарат предназначался для подрыва русских кораблей, затопленных у входа в бухту. Затопленные суда мешали проходу союзной эскадры в бухту. На фрегате находился большой запас ядер и бомб. Помимо этого 200 000 фунтов стерлингов для выплаты жалования войскам.
Корабль совершал первое плавание. Было успешно разгружено несколько ящиков и шесть рот солдат. Как на зло утром 14 ноября 1854 года около 7 часов разразилась буря. К 9 часам буря переросла в ураган, который бушевал 24 часа. Бурю сопровождал шквал и дождь. В полдень понизилась температура, пошёл мокрый снег, затем поднялась снежная буря.
Во время шторма, капитан фрегата предпринял попытку войти в бухту на грибном винте. Однако винт запутался в такелаже. Корабль стремительно понёсся к береговым скалам.
В 9 часов 15 минут произошёл второй удар о скалы. «Принц» в течении 15 минут затонул. Вместе с судном на дно ушли 150 человек. Спаслось только 6 человек. В числе погибших был отряд сапёров. Всё, что было доставлено в район боевых действий, погибло безвозвратно, в том числе и денежное содержание.
Попытки найти золотой запас
Гибель фрегата и его золотой запас многие десятилетия не давал покоя жаждущим поднять его на поверхность. Предпринимались попытки найти пароход. Задача осложнялась тем, что не знали точного места затопления. Местные жители уверяли, что «Принц» затонул у западных скал входа в бухту. Однако его могло от сильного удара о скалы отбросить на значительное расстояние от берега. Было совершенно ряд попыток итальянцами и русскими найти судно. В 1926 году попытку предприняли японцы.
Поиски фрегата русскими водолазами не увенчались успехом. В свою очередь итальянская компания «Рестуччи» утверждала, что обнаружила останки «Принца» на глубине 54 метров. Однако, по каким – то причинам, отказалась от дальнейшего провидения работ.
В 1908 году предприниматель – инженер В.С. Языков предпринял усилия по поискам корабля. Был собран богатый материал, но из – за проволочек разрешение на проведение работ было получено только в 1914 году. Планам поисковых работ помешала Первая мировая война. По окончанию войны, Языков вновь попытался организовать поиски фрегата. Экспедицию так и не удалось организовать. В связи с тем, что власти отказались от поддержки данного мероприятия.
Летним днём 1925 года, во время учебных погружений, водолазы – ученики Балаклавской школы наткнулись на железный угол, торчащий из грунта. Для дальнейших работ были приглашены эпроновцы. Данное место размыли водной струёй из шланга. В итоге на поверхности показался паровой котёл. Во время тщательного осмотра места было обнаружено множество железных обломков. Части борта с иллюминаторами, разбросанные на значительном расстоянии. Исследования поднятого наверх доказывало, что они принадлежали «Принцу». Кстати говоря не денег, не ценностей найдено не было.
Мысли о золоте всё ещё продолжали будоражить умы. Летом 1926 года японцы предприняли попытку найти драгоценности. Всё лето шли работы. Была просеяна не одна тонна песка, подрывались и удалялись скалы. В средине лета нашли золотую монету 1854 года. Работы продолжились. К концу лета на поверхность извлекли только семь монет. На поиски золота японцы затратили 300 000 рублей. На этом закончились поиски английского золота в районе Балаклавы. Возможно во время перехода Босфора, капитан фрегата остановился в Стамбуле, и всё золото с корабля перекочевало в Стамбульский банк.