История Фрегата Паллада
«Было приказано затопить корабль, дабы не дать неприятелю случая похвастаться захваченным судном». Данные слова принадлежат И. А. Гончарову, сказанные о фрегате «Паллада». Невероятное путешествие по истории фрегата начинается с Охтинской верфи. В 1832 году парусный фрегат «Паллада» покинул стапеля и трёхмачтовое, двухпалубное судно встало на вооружение Балтийской эскадры. Корабль имел на своём вооружении 52 пушки. Балтийским соединением командовал прославленный адмирал Беллинсгаузен, который прославился своими исследованиями Антарктиды. Первым капитаном фрегата стал капитан – лейтенант Павел Степанович Нахимов, впоследствии, ставший известным российским флотоводцем.
Двадцать лет службы фрегата, на благо России, пролетели незаметно. Великий фрегат получил ответственное и вполне мирное задание. «Паллада» встала во главе небольшой флотилии состоящей из трёх кораблей, которая получила задание доставить дипломатическую миссию к берегам Японии. Предстоял долгий и не лёгкий путь к дальневосточному соседу, с которым состоятся переговоры посольство русского правительства.
Посольство возглавлял контр – адмирал Е.В. Путятин. Иван Александрович Гончаров был назначен секретарём посольства, в тот момент являющийся чиновником Департамента внешней торговли. Кораблём командовал молодой офицер И.С. Унковский. В последствие многие участники плавания стали видными военными и общественными деятелями.
Дальний поход
Два года ушло на то, что бы добраться до Японии, обо всех трудностях и радостях путешествия написал в своих очерках И. А. Гончаров. В очерках описана картина быта простых матросов, и читатель становится участником всех событий произошедших с командой во время плавания. По прибытию к берегам Японии, фрегат вошёл в бухту порта Нагасаки и бросил якорь. Предстояли длительные и тяжёлые переговоры с неуступчивым правительством Японии, которые затянулись на несколько месяцев.
Всё это время суда стояли на рейде, продовольствие и вода доставлялась на судно. Команда кораблей не имела права спуститься на берег и прямого контакта с местным населением не было. Переговоры не успели завершиться, так как началась русско-турецкая война (1853-1856 гг.) и посольство было отозвано к родным берегам.
Суда взяли курс к берегам России и по дороге занялись мирным трудом, наносили на карты не обследованные места Японского моря. Были составлены лоции северо-восточные берегов Кореи и России, в частности островов Путятина, Римского – Корсакого, Оскольда и многих других. На карту были нанесены заливы Ольги и Посьета.
Последние дни фрегата
Войдя в Татарский залив, командир «Паллады», пытался провести судно в устье Амура, но мели в фарватере не позволили мощному фрегату преодолеть препятствия. Судно было заведено в укромное место залива Гончарова, где уже находилось судно из экспедиции, «Князь Меньшиков». В дальнейшем данное место получило название «Императорская Гавань», в наше время носящие название «Совгавань».
Фрегат, во время перехода потрёпанный штормами и мелями, требовал ремонта, и было решено остановиться в этой бухточке. Ремонтные работы оказались сложными, и было принято решение оставить «Палладу» в бухте, как оказалось в дальнейшем, навсегда. На смену фрегату пришёл новый фрегат, под названием «Диана», на который перешла вся команда «Паллады». С фрегата сняли все пушки и разоруженный корабль остался зимовать в бухте.
На берегу остались несколько матросов и приданные им для охраны казаки. Был разбит палаточный лагерь, оборудован стационарный охранный пост, а бухта получила название «Постовая». Две зимы, скованный льдами, фрегат находился в бухте. Появились большие и течи, да и суда неприятеля находились недалеко, поэтому было принято решение о затопление судна. В 1856 году была взорвана корма судна и остатки корабля плавно легли на донный грунт.
Вот такая трагическая судьба была уготовлена парусному фрегату «Паллада», навсегда вошедшему в историю русского флота.
В 1940 году судно было обследовано с целью подъёма на поверхность, но и как много лет назад в судьбу судна вмешалась война и работы по подъёму «Паллады» были завершены. В настоящие время на судно организуются погружение любителей исследования затонувших объектов. Дайвинг не позволил кануть в небытие легендарному фрегату!