Судьба эскадренного миноносца
Данная статья расскажет о трагической судьбе эскадренного миноносца “Фрунзе”. Затонувшие корабли на дне Чёрного моря являются историческими памятниками времён Великой Отечественной войны.
Миноносец “Быстрый” был заложен 29 октября 1913 года. Да именно такое имя носил изначально эскадренный миноносец. 5 февраля 1925 года корабль получил название “Фрунзе” и носил его до конца своих дней.
Итак, закладка судна произошла в 1913 году, а в начале 1914 году миноносец был перезаложен, а уже 7 июня 1914 года был спущен на воду. После успешных испытаний, 1 мая 1915 года, корабль вступил в строй. После революции, 29 декабря 1917 года “Быстрый” уже в составе Красного Черноморского флота.
Характеристики корабля:
водоизмещение – 1460 тонны
длина – 98 метров
ширина – 9,3 метра
осадка-3,2 метра
скорость – 30 узлов
энергетическая установка – 25500 л.с.
вооружение – орудия системы Лендера калибра 102-мм, 76-мм, 45-мм, пять торпедных аппарата.
Последний поход корабля
21. 09. 1941 года в шесть часов утра миноносец “Фрунзе” вышел из Севастополя для участия в высадке десанта в район Григорьевки. На борту находился командующий Черноморским флотом контр – адмирал Л. А. Владимирский. Кораблём командовал капитан третьего ранга В. Н. Ерошенко, так как штатный командир капитан – лейтенант П. А. Бобровников на тот момент был ранен.
В 14 часов в районе Тендровской косы команда корабля заметила атакованную канонерскую лодку “Красная Армения”. Лодка получила серьёзные повреждения и медленно погружалась под воду. Эскадренный миноносец устремился для оказания помощи, был открыт шквальный огонь по самолётам противника. С корабля были спущены шлюпки для спасения моряков с тонущей лодки. Во время спасательной операции эскадренный миноносец “Фрунзе” атаковали девять пикирующих бомбардировщиков противника. Юнкерса пикирую, сбросили на миноносец от одной до четырёх бомб.
Оставив в воде спасательные шлюпки, Ерошенко предпринял попытку отвода корабля в открытое море, тем самым обеспечить возможность свободного манёвра. Бомба, сброшенная одним из бомбардировщиков, взорвалась у борта в районе полубака. Осколки и взрывная волна разрушили переднею часть ходового мостика. Следующая бомба попадает точно в корабль. Бомба разорвалась в районе 102-мм орудия под номером четыре.
“Фрунзе” резко осел кормой в воду, была выведена из строя правая машина, заклинило рулевое управление, значительно пострадал машинный телеграф. Миноносец не слушается рулей, вода поступает в носовые и кормовые помещения. Медленно увеличивается дифферент на корму, увеличивается крен на левый борт, вода постепенно заполняет палубу. Команда миноносца своими усилиями подкрепляет переборку в районе 4-го кубрика, тем самым распространение воды по кораблю было приостановлено.
Борьба за выживание
В течение получаса было исправлено рулевое управление, восстановлена работоспособность правой машины. По истечению часа передышки, немецкая авиация начинает вторую атаку на миноносец, в которой участвуют девять самолётов противника. К тому моменту на корабле иссяк боезапас к 45-мм орудиям, а орудия Лендера были повреждены и не могли защищать корабль.
Одна из немецких бомб попадает в полубак, возникает сильный пожар. Контр – адмирал Владимирский приказывает затопить 1-й артпогреб, тем самым ликвидировать пожар. Вода, не встречая препятствий, хлынула внутрь корабля – крен достигает 45 градусов. Запас плавучести уменьшается на глазах, миноносец начинает погружаться под воду. Командир корабля дал приказ личному составу покинуть свои посты и собраться на верхней палубе. Спасая моряков Ерошенко в 15 ч. 07 мин. “выбрасывает” корабль носовой частью на отмель в 90 кабельтовых от Тендровского маяка. Таким образом, подводный мир Чёрного моря пополнился ещё одним трагическим объектом.
Прикосновение к тайне
В июне 1949 года затонувший корабль был обследован водолазами, после чего было установлено: корабль находится на грунте с креном 3 градуса на правый борт на глубине 8,5 метра. Носовая часть “Фрунзе” длинной 20 метров частично оторвана от основной части корпуса и имела крен 63 градуса на правый борт. Сильно разрушена обшивка полубака. По левому борту были обнаружены две пробоины. Первая размером 2*0,7 метра, вторая меньше – 0,4 метра, недалеко от неё шла вертикальная трещина по борту длиной два метра.
Палубные механизмы не были обнаружены на своих местах, отсутствовали оба якоря и одно 102-мм орудие. В 1970 году, аквалангисты Николаевского клуба “Садко” сняли орудие главного калибра. Подводники обнаружили три сейфа с документами. Как позже оказалось, один из сейфов принадлежал комиссару корабля.
Миноносец “Фрунзе” находится в месте, с фактическими координатами:
46°15.837’N 31° 32.164’E