Как нашли подводную лодку
Южная оконечность шведского острова Эланд одно из популярных мест для погружений аквалангистов в Балтийском море. Данное место знаменито тем, что в 1915 году английская подводная лодка Е-19 потопила в этом районе в течение суток четыре немецких парохода. Затонувшие корабли весьма привлекательны для шведских подводных пловцов. Но речь в данной публикации не об этом.
Частые жалобы рыбаков на то, что в одном и том же месте рыбацкие сети постоянно за что – то цепляются, побудило шведских дайверов исследовать данное место. В августе 1999 года в данный район была организована экспедиция дайверов из Швеции, под руководством Маркуса Руненсона. По пути следования на мониторе появилось изображение самолёта, лежащего на глубине 50 метров. Первая пара во главе с Маркусом пошла на глубину, обследовать самолёт, каково было их удивление, когда самолёт оказался подводной лодкой.
Подводники тщательно обследовали подводную лодку, сквозь дыру в рубке была видна надпись на индикаторе машинного телеграфа, написанная русскими буквами. Неподалёку от рубки были обнаружены латунные цифры и буквы, которые говорили, что подводная лодка носила название С-8. Таким образом, была найдена советская подводная лодка С-8.
От сильного взрыва подводную лодку разломило пополам. Части подводной лодки лежат на морском дне. Рубка разорвана, передняя часть лодки оторвана непосредственно перед рубкой и лежала в десяти метрах от основного корпуса субмарины. Одна труба торпедного аппарата была пустой, а в другой торчала торпеда. Скорее всего, подводная лодка готовилась к атаке, но что – то пошло не так.
Последний поход
До сих пор остаётся загадкой, как подводная лодка С-8 оказалась у берегов Швеции. Из архивных источников было известно, что подводная лодка была потоплена на выходе из Финского залива. Лодка под командованием старшего лейтенанта Ильи Брауна, вышла в поход 10 октября 1941 года. Уже 12 октября лодка не вышла на связь и считалась погибшей. Так как же всё — таки ей удалось пересечь всю Балтику, по сей день считается загадкой.
Сразу после нападения фашисткой Германии на Советский Союз. Командование немецкими войсками обратилось к Швеции с просьбой о постановки минного заграждения в районе острова Эланда. В несогласованности действия, данные по минам не были внесены на немецкие карты. Таким образом, на шведских минах девятого июля 1941 года, подорвались три немецких вспомогательных крейсера, возвращавшихся с минных постановок в Финском заливе. Скорее всего, подводная лодка старшего лейтенант Брауна подорвалась на этих же минах.
По всей видимости, подводная лодка находилась в надводном положении, об этом свидетельствуют открытые люки, но во время боевых действий оба люка открывать было категорически запрещено! А может быть, люки открыл экипаж, пока лодка была ещё на плаву, что бы попытаться спастись. Но тогда версия подрыва на мине не состоятельна. Возможно, был бой с надводным кораблём или лодка была атакована самолётом противника? Об этом мы навряд ли узнаем, все 48 членов экипажа, в том числе и капитан подводной лодки, погибли. Тайна гибели подводной лодки не раскрыта до сих пор, подводный мир надёжно хранит свои тайны.
Добраться до каюты капитана, где скорее всего хранятся документы, не представляется возможным. В каюту ведёт очень узкий лаз – дыра развороченная взрывам, лаз практически полностью засыпан песком. Проникнуть в такую дыру в акваланге не возможно, а без него – слишком опасное предприятие.
Во время боевых действий у берегов Швеции погибло пять советских подводных лодок, среди них лодки С-7 и С-8. Тайны гибели подводных лодок до сих пор остаются загадкой для специалистов. Жертвами советских торпед стали семь шведских судов. Правда о подводной войне у шведских берегов стала известна спустя много лет после окончания войны. В 1963 году вышла книга воспоминаний, в которой командующий Балтийским флотом адмирал Трибуц раскрыл тайны военных действий на Балтике. В книге, в первый раз открыто было рассказано о торпедировании в 1942 году пяти шведских кораблей, советскими подводными лодками.
Данная публикация познакомила нас ещё с одной трагической судьбой подводной лодки и её экипажа. Сколько ещё не найденных лодок покоятся в водах морей и океанов.
Каждая найденная подводная лодка — это светлая память, о погибших в годы Великой Отечественной войны советских моряках!