Шведский корабельный музей
Данная публикация ставит точку в описание трагической судьбы королевского фрегата «Васа». Подводный мир холодного моря расстался со своей тайной, а что же последовало за этим.
Работа по подготовке к подъёму судна шла на протяжении двух лет, во время работ не произошло ни каких серьёзных аварий. После подъёма корабля на поверхность мощные насосы приступили к работе. После откачки воды, 4 мая 1959 года корабль «Васа», насчитывающий 300 летнюю историю, снова оказался на плаву. С помощью буксиров королевский фрегат отбуксировали в док. Водолазы Андрес Франсен и Пер Эдвин Фельтинг первыми удостоились чести подняться на борт корабля.
Реставрация фрегата
Вслед за ними к работе приступили археологи под руководством Пера Лундстрема. Во время работ по расчистке корабля от метрового слоя грязи и хлама были найдены бесценные предметы старины. За первые две недели работ было извлечено 3000 различных находок. По окончании раскопок, которые длились пять месяцев, свет увидели 14000 различных предметов.
Сам корабль, для такого возраста, сохранился не плохо. Фрегат насчитывал в своём теле сорок различных якорей всех времён, большая часть кормы и верхняя палуба были разрушены. Для восстановления фрегата было необходимо собрать 13500 различных деталей рассыпанных на дне моря и в помещениях «Васы». Не имея чертежей фрегата, сотрудники музея и плотники приступили к восстановлению корабля. С помощью фантазии и стальной проволоки рабочие воссоздавали королевский фрегат. Проволока пропускалась через пустые отверстия от гвоздей на отвалившихся деревянных конструкциях, собирая их воедино.
Корабль был полностью восстановлен, 95% подлинные части и только 5% новых деталей, которые резко отличаются от старого потемневшего дерева. Благодаря собранному фрегату, в мире появились чертежи кораблей XVII века. Чертежи тех времён с достоинством восприняли создатели моделей древних судов.
Для того чтобы судно не разрушилось на воздухе с ним была проделана определённая операция. Как известно, пропитанное водой дерево, через несколько дней начинает рассыхаться, образуется множество трещин. Для сохранения такого дерева необходимо его законсервировать. Для этой цели было необходимо обработать свыше 1000 тонн мокрого дерева. 13500 различных деталей из дерева, 500 скульптур, 1200 небольших предметов из дуба, кожи, ткани, металла, общий объём которых равнялся 900 кубических метра.
Для подготовки к консервации было необходимо вытеснить из дерева 580 тонн воды. Для этой цели было решено применить полиэтиленгликоль. Данное вещество способно глубоко проникать в дерево, вытесняя при этом воду, предотвращать усыхание и образование трещин. В 1962 году была проведена уникальная операция по сохранению «Васы». Во время раскопок было обнаружено шесть из десяти парусов, паруса были в таком состояние, что не могли выдержать своего веса. Паруса были развёрнуты с особой осторожностью, очищены от грязи, высушены при помощи спирта. После чего их смонтировали на ткани из стекловолокна. Было воссоздано 170 квадратных метра старинных парусов. Консервация фрегата шла на протяжении 17 лет.
В наши дни «Васа» находится в современном специально построенном музее. Судно хранится при влажности 57-60%. В помещение, слабый свет, корпус орошается жидкостью предотвращающей растрескивание. Учёные утверждают, что в таких условиях королевский фрегат может храниться достаточно долго.
Вот и подошло к концу знакомство с королевским фрегатом «Васа». Затонувшие корабли частенько становятся братскими могилами для своих членов экипажа. Так и фрегат стал братской могилой для 25 моряков, скелеты которых были обнаружены рядом с судном.