Поднятие корабля
Долго тянулась рука к клавиатуре, наконец дотянулась. Обещанное продолжение про судьбу королевского фрегата «Васа». Затонувшие корабли, принятые в свои объятия подводным миром, обрастают различными легендами. Судно «Васа» к данной категории не относится, корабль был поднят на поверхность, все секреты были раскрыты, сокровища подняты на поверхность, королевский фрегат превратился в музей. И так всё по порядку.
Со времени катастрофы фрегата прошло всего лишь три дня, а англичанин Иен Булмер уже держал в руках разрешение на подъём судна «Васы». Поспешность Булмера не имела успеха, и право перешло к адмиралу Флемингу.
Адмирал предпринял попытки поднять на поверхность ценные пушки, но все проекты по подъёму потерпели фиаско. После это, различные авантюристы, приезжающие в Стокгольм, пытались завладеть сокровищами, находящимися на борту.
Первые гости на фрегате
Только в 1660 году «Васа» рассталась со своими драгоценностями. Швед Альбрехт фон Трейлебен и немец Андреас Пеккель для спуска к фрегату использовали водолазный колокол, работавший по принципу перевёрнутого стакана. Перед водолазами стояла задача снять тяжёлые пушки (вес одной составлял около тонны) с лафетов и поднять на поверхность. В 1664 году водолазы приступили к работам по подъёму пушек. За год было поднято более 50 орудий. После проведённых работ, судно оставили в покое до XX столетия.
В средине столетия, 38 летний инженер, ведущей эксперт Швеции, занимающийся военно – морской историей XVI – XVII века, Лидер Франсен начал поиски королевского фрегата. При помощи карт, лота, кошки велись, архивных данных начались поиски в холодных водах Стокгольма. 25 августа 1956 года после нескольких лет поисков «Васа» была обнаружена.
Первым к месту находки спустился водолаз Пер Эдвин Фельтинг, который в полной темноте смог увидеть очертания фрегата.
Работы по подъёму
В 1957 году шведская спасательная организация «Нептун» решила поднять корабль обычным методом. Планировалось подвести стальные канаты под корпус, затем прикрепить их к понтонам, заполненные водой. По мере откачки воды из понтонов, вторые должны подниматься в толще воды, увлекая фрегат за собой на морскую поверхность. В Швеции началась компания по сбору средств на выполнение подводных работ. После сбора необходимой суммы денег, королевский флот предоставил несколько судов и персонал, необходимый для выполнения работ.
Осенью это года команда приступила к работам, начали с промывки тоннелей под корпусом «Васы». Подъём затонувшего судна осложнялся глубиной в 30 метров и полной темнотой. Проделка тоннелей представляла непосредственную опасность для водолазов. Шланги постоянно путались в балках, канатах, различном мусоре. Нахождение в тоннелях под судном были связаны со смертельным риском, в любой момент деревянное судно могло не выдержать и придавить рабочих.
На подготовку тоннелей ушло два года, работе сопутствовала удача. И вот в августе 1959 года все тросы были пропущены и подвязаны к понтонам. Троса, проложенные в шести тоннелях, успешно выдержали испытания, и в 16 этапов фрегат был оторван от дна. После этого ещё два года понадобилось на укрепление корабля. Затыкались дыры, образованные тысячью заржавевших и сгнивших болтов. Была отремонтирована повреждённая корма, пушечные порты заделали новыми люками.
24 апреля 1961 года подводный мир расстался со своей тайной. После 333 лет нахождения под водой, подняли корабль со дна на поверхность. Данную операцию широко освещало радио и телевидение, на набережной присутствовала огромное количество наблюдателей. Что было потом с королевским кораблём, читайте в следующей публикации.