Главные храмы древнего Рима
Храмы древнего Рима воздвигались в честь языческих богов. Последователи Христа с большой любовью почитали апостола Петра, распятого, по одним данным в 64 году н.э. по другим в 67 году н. э. В самом начале IV века первый император — христианин Великий Константин повелевает возвести над могилой апостола Петра храм.
Работы по возведению контролировал папа Сильвестр первый. Строительство продолжалось ни одно десятилетие, окончание работ пришлось на 349 год. Прекрасное сооружение получило название – Константинова базилика в честь императора инициатора постройки. С этих времён, могила Петра становится местом массового паломничества верующих.
Угасание храма
В 846 году храм разграбили арабские пираты. После этого события папа Лев IV окружает базилику и соседние здания стеной. Вот так возник прообраз папского города – государства современного Ватикана. В базилике находилось 120 алтарей. Она освещалась дневным светом, проникавшим внутрь через 72 окна. При необходимости ещё зажигалось 700 свечей и ламп, заправленных оливковым маслом.
Огромные канделябры зажигали во время проведения праздничных служб. Один из канделябров насчитывал 1370 свечей, такую роскошь подарил в конце VIII папа Андриан I. Базилика была свидетельницей коронования 23 императоров.
На протяжении тысячелетнего существования Константинов храм постепенно ветшал. Дорогая реставрация не имела смысла, и базилика была снесена, что не вызвало понимания у жителей Рима. В начале XVI века папа Юлий II распорядился на данном месте построить церковь по проекту Донато Браманте.
Новый собор
Новый собор строился более сотни лет, во время строительства проект много раз уточнялся и дополнялся. Строительством в разные времена руководили великие мастера того времени – Рафаэль и Микеланджело. Микеланджело опирался на идеи своих предшественников, разрабатывал новые планы деталей отделки. Под его руководство возвели основание купола, но в 1564 году внезапная смерть оборвала его работу.
В начале XVII века работы возглавляет Карл Мадерно, который по согласование с папой Павлом V радикально изменяет конструкцию храма. Мадерно предложил проект, согласно которому базилика образует латинский крест вместо первоначального греческого. Благодаря этому изменению, сооружение смогло вмещать большее количество людей.
Главный алтарь установили в центре под куполом над могилой апостола. За ним под балдахином расположен трон, выполненный из слоновой кости и дерева. Собор выдержан в стиле барокко. Большинство деталей придумал Лоренцо Бернини. Им же была спроектирована большая площадь перед храмом. Вход в папскую резиденцию украсила величественная колоннада. За одиннадцать лет мастер создал 284 колоны и 140 статуй различных святых.
Храм семи богов и всех святых
Необычную таинственность храму Пантеону предаёт полное отсутствие окон. Естественный свет проникает внутрь только через девятиметровое отверстие в куполе, своеобразное око небес. В 27 – 25 годах до н. э. при императоре Августе было возведено первое здание Пантеона. Однако пожар в конце Первого века полностью уничтожил постройку.
В 118 – 125 годах во время правления императора Адриана на месте сгоревшего храма появилась купольная ротонда. Сооружение с прямоугольным портиком и фронтоном, поддерживается коринфскими колонами высотой 14 метров. Высота ротонды такая же, как и её диаметр – 43,3 метра.
На протяжении многих лет в храме проходили службы во имя семи римских богов: Сатурна, Плутона, Марса, Венеры, Нептуна, Юпитера и Меркурия. Под отверстием в куполе находился церемониальный алтарь, который служил местом сжигания жертвенных животных.
В 609 году византийский император Фока
дарит Пантеон папе Бонифацию IV. Папа освещает подарок, как церковь Божьей Матери и всех мучеников. В XIV – XVI веках здание используется как оборонительное сооружение, и только в эпоху Ренессанса Пантеону возвращается прежний блеск. Всей реставрацией храма руководил Рафаэль, который был же здесь и похоронен в 1520 году, согласно своему пожеланию.
Первая половина XVII века ознаменовалась полной разборкой портика Пантеона. Бронза, извлечённая из балочных перекрытий, пошла на изготовление балдахина над алтарём храма Святого Петра. Из оставшейся бронзы отлили пушки для замка Святого Ангела.
Данная процедура была негативно воспринята горожанами. За этот поступок, папа Урбане VIII был награждён репликой «Что не сделали варвары, сделали Барберини». После объединения Италии Пантеон стал местом погребения королей, здесь покоятся Виктор Эммануил II, Умберто I и королева Маргарита.