Субмарина «Рубис»
Данная публикация знакомит с одной из известных субмарин Франции, носившей название «Рубис», принимавшей активное участие в боевых действиях Второй Мировой войны.
Корма подводной лодки предстаёт в виде груды искорёженных взрывом стальных листов. Субмарина покоится с небольшим креном на ровном песчаном дне в водах Прованса на глубине сорок метров. Подводный мир Кап – Камарата стал последним пристанищем минного заградителя под звучным названием «Рубис». Затонувшие корабли являются неотъемлемой частью подводного мира.
Рождение и боевой путь субмарины
30 сентября 1931 года в Тулоне произошло знаменательное событие, на воду была спущена подводная лодка «Рубис». К полноценной службе лодка приступил в 1933 году в качестве минного заградителя. Субмарина относилась к классу «Сапфир», при весе в 762 тонны, имела на вооружение 2 пулемёта, пушку, торпедные аппараты. Могла взять на борт 32 мины. Основная рабочая глубина определялась восьмидесятою метрами.
22 июня 1940 года подлодка выполняла очередную задачу по установке минных заграждений, в это же время было заключено перемирие между Францией и Германией. По условиям перемирия французский флот стал нейтральным, однако большая часть экипажа «Рубис» приняла решение продолжать воевать на стороне англичан. Лодка осуществляла многочисленные операции в основном вдоль норвежского побережья.
Субмарина устанавливала мины, находясь в подводном положении. Технология укладки мин выглядела следующим образом, к мине специальным приспособлением из соли был подсоединён груз. Данная конструкция ложились на дно, через некоторое время соль растворялась, мины устремлялись вверх на заданную глубину. При проходе или контакте с ними вражеских судов и подводных лодок они взрывались, что вело к неминуемой гибели кораблей и лодок противника. В последние дни войны вся команда «Рубиса» была награждена орденом «Крест за освобождение».
После войны, в марте 1946 года, подлодка вернулась в Тулон, где была снята с военной службы. Перед возвращением с лодки сняли вооружение. С конца сороковых годов подводное судно активно использовалось для обучения молодых моряков. В последний день 1958 года «Рубис» отбуксировали в Кап-Камарат, где затопили на глубине 40 метров. Для этой цели использовался 9-килограммовый заряд, заложенный в кормовой части.
Французский рэк
В самом начале послевоенного времени начало зарождаться плавание под водой с аквалангом. Французское трио, состоявшие из Тайе, Дюма, Кусто стали основателями исследования подводного мира, именно им было поручено сделать фотографии затопленной лодки. Данная съёмка была вписана в книги по истории зарождения подводного плавания.
Лодка покоится на глубине сорок метров, доступная глубина с хорошей видимостью для любителей подводных погружений. Обследование лодки лучше начинать с боевой рубки, проржавевший каркас потерял часть своей обшивки. Сама башня находится в хорошем состоянии, от неё открывается прекрасный вид в сторону носа субмарины.
Продвигаясь к носу, ощутим лёгкое течение. На пути попадётся открытый люк на палубе, осторожно проникаем в него. По выходе из корпуса продолжаем движение в сторону носа, опускаемся на крупнозернистое дно. С данной точки можно видеть всё великолепие субмарины. Достаточно сильные течения нагнали песок, который образовал дюны, которые в свою очередь создали проходы под лодкой, приподняв её над дном. Совершенно неповреждённый нос красиво возвышается над морским дном. Тут же свисает обрывок буксирного троса, густо покрытый мелкими красными гидроидами.
Передвигаясь вдоль правого борта, по направлению к корме, увидим отгнившие останки от корпуса. В якорных трубах поселились омары, борта густо покрыты мельчайшими организмами. По мере продвижения, повстречаем крупных рыб, морского угря, несколько мурен. Корма представляет собой печальное зрелище – груда стальных листов повреждённых взрывом, среди листов просматриваются звенья огромной цепи. Останки погруженной в песок кормы покрыты красными горгонариями. После осмотра кормы, возвращаемся обратно к рубке, где заканчивается подводное путешествие.