?>

Линейный корабль «Свободная Россия»

Линкор "Свободная Россия"

Линейный корабль "Свободная Россия"

   Подводный мир Чёрного моря обделен красотой, нет таких ярких красок, которыми насыщены воды океанов и тёплых морей мира. Чёрное море по-своему уникальное море, овеянное легендами и морскими сражениями. Затонувшие корабли ведут свою историческую летопись с глубин веков и до наших дней. К большому сожалению и в настоящее время Чёрное море становится последним пристанищем судов. В связи с этим воды Чёрного моря представляют определённый интерес для любителей подводных приключений. Давинг – центры Новороссийска и Геленджика предлагают совершить погружение в интересных местах прибрежных вод, как правило, это ознакомительные погружения. Для продвинутых дайверов хитом погружений этих центров, является погружение на корабль «Свободная Россия».
Линкор «Свободная Россия» водоизмещением 23873-24960 тонн, был заложен 17 октября 1911 года на Николаевском заводе «Наваль». Спуск судна на воду был произведён 24 мая 2014 года под названием «Екатерина Вторая» и после успешных испытаний вступил в строй 5 октября 1915 года с новым именем «Императрица Екатерина Великая». Линкор «Императрица Екатерина Великая» носил своё название не долго и уже 16 апреля 1917 года на бортах появилась надпись «Свободная Россия».
Длина корабля 169,46 метра при ширине 28,7 метра, осадка судна 8,36 метра. Скорость 21 узел, данную скорость обеспечивал двигатель мощностью 27000 л.с. Вооружение: двенадцать 305 мм орудий, двадцать 130 мм орудий, восемь 75 мм зенитных орудий, так же четыре 7,62 мм пулемёта и четыре 457 мм торпедных аппарата.
После революции корабль принимал участие в боевых операциях против немецких войск. 30 апреля 1918 года «Свободная Россия» отчалила из порта Севастополя, взяв курс на Новороссийск.

Гибель линкора

В июне 1918 года немецкая армия предприняла наступление на Новороссийском направлении, это наступление сыграло трагическую роль в судьбе «Свободной России». По приказу В.И. Ленина корабль был торпедирован эсминцем «Керчь», существовала прямая угроза захвата «Свободной России» немцами. Эсминец «Керчь» под командованием В.А.Кукеля с расстояния в пять кабельтовых произвёл залп из двух торпедных аппаратов. Первая торпеда прошла мимо, другая взорвалась под корпусом линкора. Корабль загорелся, но остался на плаву, буквально через тридцать минут после первого залпа, была выпущена третья торпеда, которая взорвалась в кормовой части. Торпеда не нанесла значительного повреждения, следующая торпеда в районе кормовой башни, но корабль вновь выдержал удар и оставался на плаву. При атаке линейного корабля вышел конфуз, пятая торпеда не достигнув цели, повернула обратно.
Удачным оказался шестой выстрел, торпеда попала в корпус корабля между второй и третьей башней, вызвав взрыв погребов с боеприпасами. Клубы чёрно-белого дыма поднялись над кораблём, закрыв его полностью, когда дым рассеялся, взору открылись удручающая картина. Бронированные борта линкора лишились листов брони и в этой части корабля зияла огромная сквозная дыра. Буквально через пару минут «Свободная Россия» стала медленно наклоняться на правый борт, с дифферентом на носовую часть. Спустя ещё 3 мин 45 сек. Корабль перевернулся вверх килем, с ужасным шумом и лязгом срывались с оснований огромные трёхорудийные башни. Спустя 37 минут, после попадания последней торпеды, линейный корабль полностью скрылся под водой.
В 30-х годах на поверхность подняли две башни главного калибра, которые лежали рядом с корпусом корабля, лежащим вверх днищем на глубине 42 метра и возвышением 13 метров над грунтом. После этого было принято решение поднять корпус судна на поверхность. Перед ЭПРОНовцами встала задача по извлечению боеприпасов из погребов линкора, так как подъём с боеприпасами мог привести к трагедии.
Для проникновение в погреба было необходимо сделать лазы в днище корабля, было решено сделать лазы при помощи заложенных зарядов. Проведение данной операции было поручено водолазам И.Т. Чертану и В.И. Правдину. Первый заряд пробил путь к одному из погребов, Чертан заложил второй заряд непосредственно под погребом, в котором хранились снаряды. Взрыв вызвал детонацию снарядов главного калибра, при взрыве пострадала команда обеспечения, однако обошлось без жертв. При повторном обследование «Свободной России» было принято решение, отказаться от дальнейшего подъёма корабля. Таким образом, подводный мир Чёрного моря пополнился ещё одним памятником трагических лет.

линкор сайт
Координаты места затопления судна 44-36.386N 37-53. 900E
«Свободная Россия» лежит вверх килем, сильно разрушена носовая часть линкора, винты отсутствуют. Проникновение в корабль сильно затруднено.

 

. Если вам понравилась моя статья, поделитесь мыслями в комментариях! Моя благодарность не будет знать границ, если вы, ниже прикоснётесь к кнопочкам социальных сетей и поделитесь статьёй со своими друзьями.

0
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Сокращенная ссылка: