Подводные лодки второй мировой войны

Гибель подводных лодок на Чёрном море

     Подводные лодки Отечественной войны  

Гибель подводных лодок на Чёрном море

Щ - 210

Дорогой гость, рад встречи на данной странице!   

Трагическая судьба подводных лодок в первый год Великой Отечественной войны, связана с господством противника в водах Чёрного моря. Затонувшие корабли и подводные лодки в немалом числе покоятся на морском дне, многие из них стали братскими могилами.  Данная статья расскажет о последних часах двух советских подлодок.

Подводная лодка Щ – 210 X серии была заложена  на заводе № 200 (имени 61 коммунара), третьего июня 1934 года, с заводским номером 1034. 13 марта был произведён спуск на воду, после не продолжительных испытаний вошла в состав Черноморского флота.

С первых дней войны вела активные боевые действия в акватории Чёрного моря. Под командованием капитана 2 го ранга Исая Леонтьевича Зельбста 15 марта 1942 года подлодка ушла в свой последний боевой поход. Перед экипажем была поставлена задача - контролировать морскую территорию в района мыса Шаблер. Точная дата гибели подводной лодки не установлена, считается, что между 12 и 28 марта 1942 года.

Гибель подводных лодок на Чёрном море

Перед походом

По одной из версий субмарина подорвалась на мине, холодные воды Чёрного моря стали братской могилой для 47 подводников. Однако существует, якобы засекреченная версия гибели лодки. По той версии, 12 марта 1942 года субмарина была ошибочно атакована, сразу же после начала похода, советским противолодочным кораблём

В 1991 году болгарскими подводниками, представляющими институт океанографии, была обнаружена подлодка типа «Щ» - серии Х. Останки, которой покоятся в районе мыса Шаблер. Поскольку других затонувших лодок этого проекта в данном районе не обнаружено, было решено, что данная подлодка - это «Щ – 210».

Лодка лежит на глубине 50 метров, с пробоиной, полученной в результате взрыва немецкой противолодочной мины UWA из заграждения S – 15. Координаты: 43˚33.583' N 28˚43.197' E. Возвышается над поверхностью дна на 6,1 метр. Данный район запретен для погружений водолазов.

Водоизмещение надводное/подводное – 603,1/721 т.

Длина – 58,8 метров.

Ширина – 6,2 метра.

Осадка – 4 метра.

Мощность дизельных двигателей – 1600 л.с.

Мощность электромоторов – 800 л. с.

Скорость – 11,5/7,2 узла.

Дальность плавания – 5240/105 миль.

Глубина погружения – 90 метров.

Экипаж – 40 человек.

Вооружение – 4 носовых и 2 кормовых 533-мм торпедных аппарата, два 45-мм орудия, два 7,62-мм пулемёта.

Легендарная Щ – 204

Гибель подводных лодок на Чёрном море

Лодка второй серии V – бис, была заложена 15 июня 1934 года, спущена на воду 31 декабря того же года. Девятого января 1936 года, после удачных испытаний, зачислена в состав Черноморского флота.

25 ноября 1941 года, лодка под командованием капитан – лейтенанта И. М. Гриценко, вышла на боевое задание в район города Варна. Два болгарских сторожевика «Беломорец» и «Черноморей» обнаружили её 6 декабря 1941 года в двадцати милях от Варны в направлении  на юго – восток, на глубине 32 метра. По одной из версий, лодка получила многочисленные повреждения от глубинных бомб и была вынуждена всплыть, после чего была потоплена артиллерийским огнём. Погибло 42 подводника.

Гибель подводных лодок на Чёрном море

Начало похода

Болгарский сейнер «Алка» 5 июня 1983 года пытался установить сети, но каждый раз они цеплялись за препятствие. Капитан корабля сообщил в компетентные органы, на место прибыли болгарские и советские водолазы. После спуска под воду, руководству экспедицией было доложено, что на дне находится подлодка лежащая курсом 90 градусов с красной звездой на рубке.

На очистку лодки от обрывков сетей и наносов потребовалось 158 погружений под воду, после проведённых работ выяснилось, что это субмарина Щ – 204. После вскрытия рубочного люка, водолазы проникли внутрь центрального поста. Часы в отсеке остановились на отметке 20 часов 45 минут. На поверхность подняли сохранившиеся документы, 76-мм орудие, несколько небольших механизмов, останки семи подводников.

Лодка находится на грунте, на ровном киле с большущей пробоиной по правому борту.  Третий, пятый и седьмой отсеки получили одну большую пробоину, а так же две поменьше. Множество дырок от осколков и пуль. После окончания подводных работ, центральный люк был заварен. Открытым остался люк в седьмой отсек.

Координаты затопления: 42°46.971' N 27°58.317' E

 

 

 

 

. Если вам понравилась моя статья, поделитесь мыслями в комментариях! Моя благодарность не будет знать границ, если вы, ниже прикоснётесь к кнопочкам социальных сетей и поделитесь статьёй со своими друзьями.

0
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Сокращенная ссылка: